«Песнь Песней Соломона» – лирическая поэма, имеющая своим основанием идиллический рассказ и написанная в драматической форме. Некоторые исследователи полагали, что она написана после пленения вавилонского. Гораздо вероятнее, что она принадлежит времени гораздо более раннему, периоду благоденствия царства израильского при Иеровоаме II, или даже времени Ахава. После пленения вавилонского, не было такого благоденствия, какое было необходимым условием для возникновения этой светлой, радостной поэмы.

Песнь Песней

Песнь Песней. Картина Г. Моро, 1893

 

Прежние исследователи полагали, что Песнь Песней – собрание отдельных стихотворений, не имеющих связи между собою. Новые исследователи доказали, что это цельная связная поэма. План её таков: девушка, родом из местечка Сулема, лежащего у Генисаретского озера, и потому называющаяся в поэме «Суламитою», то есть, Сулемитянкою, любит пастуха, который, подошедши к её окну, говорит ей, что взошло солнце, и приглашает ее на прогулку. Мать девушки благоприятствует этой любви; но братья девушки опасаются, чтобы не возникла обидная для неё молва (кажется, что отца уж нет в живых, и хозяева в доме – братья девушки). Опасаясь за сестру, они отсылают ее из городского дома в виноградник, стеречь его, прогонять из него лисиц. Суламита тоскует о своем милом, который теперь далек от неё; у неё одна отрада – мысль о том, что, они любят друг друга, и скоро будут опять вместе.

Однажды, гуляя по долине, она ушла далеко от бывших с нею на прогулке, они тревожатся за нее. Ей встречается царь Соломон, который с большою свитою ехал тогда в свой загородный дворец, Ваал-Гамон. Очарованный красотою девушки, на лице которой загар от солнца, он увозит ее с собою; он и женщины его свиты поют песни о её красоте. В своем великолепном сельском дворце Соломон убеждает девушку принять его любовь, старается подействовать на её сердце прославлением её красоты, обещаниями; но она остается верна своему милому. Напрасно упрашивает ее царь, уговаривают придворные дамы. Соломон говорит, что дает ей сан первой из цариц, – все напрасно, она непоколебима в верности своему милому. Царь отпускает ее, и она соединяется со своим милым.

Итак, основная идея поэмы – прославление верной любви, преодолевающей все искушения. Это высказывается с особенною ясностью в конце поэмы; Суламита, сидя со своим милым под тою яблонью, под которою они обменялись первыми признаниями в любви, говорит ему: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою; ибо крепка, как смерть, любовь. Стрелы её – стрелы огненные. Широкие реки не могут потушить любви, и реки не зальют её. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то и он был бы отвергнут с презрением. Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне. А мой виноградник у меня при себе» (VIII, 6, 7, 11, 12).

«Песнь Песней» представляет переход от народной поэзии к литературной. Это – превосходнейшее произведение еврейской лирики. Искренность чувства, глубокая симпатия к природе, всемогущая сила чистой любви, дивное сочетание пламенной страсти с чистейшею нравственностью, проникающее всю поэму, делают ее высоким созданием поэзии.

Песнь Песней имеет высокое нравственное значение. Женщины на востоке живут под стражею; когда они выходят из гарема, они должны закрывать лицо. При такой отчужденности от общественной жизни, женщина остается существом неразвитым умственно; самостоятельность отнята у неё. Восточная жизнь имеет своим характером гаремный быт, унижающий, убивающий душу. Потому должно призвать великою нравственною заслугою автора Песни Песней идею его поэмы: его суламитянка отвергает гаремную жизнь. Она не хочет быть владычицею в гареме, всем почестям она предпочитает свободу.

Вопрос о том, к какому роду поэзии должно причислить «Песнь Песней», остается еще спорным, подобно тому, как не решен этот вопрос относительно Книги Иова. О Песне Песней можно с большим правом, чем о Книге Иова, сказать, что в ней есть зачатки и элементы драмы. Но все-таки и она не драма: связь между сценами и положениями в ней слаба, развитие действия в ней идет отрывочно, в ней преобладает лиризм. Это ряд песен, часто имеющих форму разговора; факты и слова отсутствующих излагаются в них тоже посредством разговорной формы. Вернее всего судят, кажется, те исследователи, которые говорят, что Песнь Песней – идиллия, занимающая средину между эпосом и драмою, и соединяющая в себе элементы всех форм поэзии, рассказ, разговора и пение. Можно также назвать ее идиллическою драмою.