Глава 5 «Собачьего сердца» полностью состоит из заметок тетради наблюдений доктора Борменталя.

 

Собачье сердце. Глава 5. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига

 

Борменталь описывал, что 23 декабря 1924 года была произведена первая в Европе операция по пересадке собаке Шарику человеческих яичников и гипофиза. Её целью стала проверка предположения о том, что такая пересадка может омолодить организм. Сразу после операции пёс стоял на грани смерти, но в следующие дни его состояние начало улучшаться. Нормализовалась температура, появился аппетит.

Однако у оперированной собаки внезапно стала выпадать шерсть по всему телу. Лай начал напоминать стон, а тембр его сделался гораздо ниже. Затем в лае появились членораздельные звуки, вес дошёл до 30 килограмм и продолжал расти. Шарик стал вставать с постели, уверенно держась на задних лапах, рост его уже был близок к человеческому. Хвост отвалился.

Далее события развивались ещё неожиданнее. Существо начало произносить человеческие слова. К изумлению профессора Преображенского и Борменталя в лексиконе собаки Шарика первое место занимала матерная ругань. Пёс всё больше приобретал человеческий вид, только лоб оставался очень низким и скошенным.

Слухи о странном результате операции распространились по всей Москве, искажённо попали и в газеты. Телефон Преображенского не умолкал, в окна и двери лезли репортёры.

Профессор признал ошибочность своего первоначального предположения: оказалось, что пересадка гипофиза ведёт не к омоложению, а к очеловечению! Шарик приобрёл полностью людской вид, но его словарный запас оставался бедным – и с полным преобладанием мата. Среди фраз он чаще всего употреблял: «Слезай с подножки!», «Я тебе покажу!» и «В очередь, сyкины дети, в очередь!»

Шарику пытались привить хорошие манеры, культуру поведения за столом. На это он коротко ответил «Отлезь, гнидa». Бывшая собака стала частенько свистать «Эх, яблочко».

В попытке разъяснить странные привычки Шарика Преображенский и Борменталь подняли данные о личности умершего человека, чей гипофиз был пересажен собаке. Внезапно оказалось, что им был некий Клим Чугункин, 25-ти лет, трижды судимый за кражи и занимавшийся игрой на балалайке по трактирам. Клим был алкоголиком и погиб от удара ножом в пивной «Стоп-сигнал».

 

Автор краткого содержания