Через четверть часа после начала пожара на Садовой, в Торгсин (валютный магазин) на Смоленском рынке входят длинный гражданин в клетчатом костюме и толстяк в рваной кепке с примусом в руках, смахивающий рожей на кота. Швейцар не хочет пускать этих двоих, подозревая, что они не имеют валюты, однако длинный предостерегает его от возможной ошибки. «У меня, может быть, полный примус валюты!» – вопит котообразный мужик.

Магазин полон самых разнообразных товаров – от одежды и тканей, до изысканной еды. Низенький квадратный человек в новой шляпе и в сиреневом пальто, покупает жирную розовую лососину, с трудом спрашивая по-русски: «Кароши?». Клетчатый (Коровьев) сразу глядит на этого иностранца подозрительно.

 

Мастер и Маргарита. 28 глава. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Толстяк (Бегемот), взяв примус под мышку, подходит к лотку с мандаринами и, не платя, тут же сжирает штуки три прямо со шкурой. Потом вынимает из пирамидки шоколадок нижнюю. Вся пирамидка рушится, а котообразный проглатывает схваченную им шоколадку прямо с золотой обёрткой.

Продавщица, округлив от ужаса глаза, требует деньги. Но Коровьев подмигивает ей и уговаривает не шуметь: «Мы сейчас без средств, но через несколько дней отдадим все чистоганом!»

Продавщица на весь магазин зовёт заведующего, а Бегемот в это время вынимает пару рыб из бочки с надписью «Сельдь керченская отборная» – и проглатывает их, выплёвывая хвосты.

Прибежавший заведующий даёт швейцару знак свистком звать милицию. Публика окружает двух прощелыг, но Коровьев, указывая на Бегемота, объясняет ей: «Бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался… а откуда же ему взять валюту? И вот они уж свистят, как соловьи весной в лесу, тревожат милицию, отрывают ее от дела. А вот этому иностранцу, набитому валютой, который от лососины весь распух, можно всё покупать?» Коровьев кивает на гражданина в сиреневом пальто.

Один из покупателей, приличный тихий старичок возбуждается словами Коровьева. Крикнув: «Правда!» – он хватает поднос, срывает с иностранца шляпу и бьёт его подносом по лысине. Толстяк валится в кадку с керченской сельдью, выбив из нее фонтан рассола – и неожиданно кричит на чистом русском языке: «Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают!»

Появляются два милиционера, но Бегемот плещет бензином из своего примуса, и прилавок охватывает пламя. Продавцы и покупатели в страхе бегут из магазина. Очевидцы рассказывают потом, что оба виновника беспорядка с началом пожара взлетели под потолок и там будто бы лопнули, как воздушные детские шары.

Ровно через минуту после этого Бегемот и Коровьев оказываются у дома Грибоедова. «Ба! – восклицает Коровьев. – Да ведь это здесь писательские таланты растут и зреют, как ананасы в оранжереях! Здесь объединились несколько тысяч подвижников, решивших отдать беззаветно свою жизнь на служение Мельпомене, Полигимнии и Талии».

Глянув через уличную решётку на писательский ресторан, оба приятеля направляются туда. Молодая вахтёрша в белых носочках и белом беретике не желает пускать их без удостоверения МАССОЛИТа. Коровьев возмущается: «А разве такое удостоверение было у Достоевского? Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове?» Он указывает на голову Бегемота, и тот снимает кепку, чтобы девушка могла получше рассмотреть её.

«Пропустите их», – внезапно звучит внушительный голос директора ресторана Арчибальда Арчибальдовича, жгучего брюнета с клинообразной пиратской бородкой. Обольстительно улыбаясь, этот солидный человек, ведёт двух оборванных гостей к лучшему столику, куда по его знаку официанты приносят белейшую скатерть. «Чем буду потчевать? Балычок имею особенный… у архитекторского съезда оторвал… Филейчиком из рябчика могу угостить», – суетится Арчибальд Арчибальдович вокруг странных незнакомцев.

Все в ресторане удивляются такому почтительному вниманию к незваным гостям. Но дело в том, что Арчибальд Арчибальдович знает и о сеансе в Варьете, и о многих других происшествиях этих дней, и о том, что непременными участниками в них были «клетчатый» и «кот». Он сразу догадался, кто его посетители, и предпочёл не ссориться с ними.

Коровьев с Бегемотом чокаются водкой, а на веранде ресторана появляется потный и взволнованный хроникер Боба Кандалупский. Присев к столику, где сидят беллетрист Петраков-Суховей и его жена, он всовывает свои губы в ухо Петракову и что-то шепчет. Из этого шёпота можно различить лишь слова: «На Садовой… не берут пули! Пули… бензин, пожар… пули…»

Жена Петракова, Антонида Порфирьевна, громко кричит, что Боба пересказывает вредные враки, и милиции «следовало бы разъяснить» тех, кто пустил их в ход. Но Боба опять уверяет: «Говорю вам, пули не берут… Теперь пожар… А они по воздуху…»

Тут в ресторан быстро входят трое милиционеров с револьверами. «Ни с места!» – кричит один из них Коровьеву и Бегемоту. Все трое тут же начинают стрелять в них. Но оба обстреливаемых немедленно тают в воздухе, а из примуса Бегемота ударяет столб огня в ресторанный тент. Пламя поднимается до крыши грибоедовского дома, он весь утопает в нём.

Недообедавшие писатели в панике бегут на улицу. Лишь из боковой двери спокойно выходит заранее ко всему подготовившийся Арчибальд Арчибальдович в летнем пальто. Под ним он уносит из пожара домой два увесистых куска балыка, завёрнутых в газету.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 28-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.