Категории – небольшое число главных, простейших философских понятий, путём соединения которых можно получить все более сложные, подобно тому как из соединения элементов таблицы Менделеева складываются все сложные химические вещества. Учение о категориях было подробно разработано уже Аристотелем в древности. В Новое время ему среди прочих уделил пристальное внимание Иммануил Кант (см. краткий обзор его философии на нашем сайте).

Иммануил Кант

Иммануил Кант

 

Согласно Канту, категории – априорные (доопытные) функции разума, средства познания, но не предметы его, подобно тому как, по его же теории, пространство и время – априорные формы созерцания, но не объекты его. Категории «врождены» человеческому уму, который не черпает их из опыта, а, напротив, организует опыт по уже имеющимся категориям.

Кант предпринял попытку составить полный перечень категорий путем вывода из одного начала. Его перечень даже слишком полон, потому что любовь к симметрии заставила его выдумать идею ограничения, которую Шопенгауэр остроумно называет фальшивым окном, а также категории бытия и небытия (Dasein и Nichtsein), которые он отличает от идей реальности и отрицания. Логическая дедукция априорных идей была серьезнее разработана не Кантом, а только Гегелем.

Путеводною нитью в открытии и классификации категорий послужила Канту теория суждений в том виде, в каком он нашел её в традиционной логике. Главная работа рассудка, говорит Кант, состоит в суждении, а категории – это типические понятия, по которым мы судим. Следовательно, категорий столько же, сколько разрядов или видов суждений – логика признает их двенадцать: 1) суждение общее (например, все люди смертны); 2) суждение частное (некоторые люди – философы), 3) суждение индивидуальное (Петр – математик); 4) суждение утвердительное (человек смертен); 5) суждение отрицательное (душа не смертна); 6) суждение ограничительное (душа бессмертна); 7) суждение категорическое (Бог справедлив); 8) суждение гипотетическое (если Бог справедлив, то он наказывает злых); 9) суждение разделительное (греки или римляне первый народ древности); 10) суждение проблематическое (планеты могут быть обитаемы); 11) суждение ассерторическое (земля кругла), 12) суждение аподиктическое (необходимо, чтобы Бог был справедлив).

Три первых вида суждений выражают целость, множество, единичность, – словом идею количества, 4-й, 5-й и 6-й выражают реальность, отрицание, ограничение, словом, идею качества; 7-й, 8-й и 9-й – субстанциальность и атрибут, причинность и зависимость и взаимность, вообще идею отношения. Наконец, 10-й, 11-й и 12-й выражают возможность или невозможность, бытие или небытие, необходимость и случайность, словом, идею модальности, или меру действительности, присущей понятию. Итак, существует 12 категорий, которые группируются по три в четыре рубрики или главные категории: количества, качества, отношения и модальности. Между этими четырьмя есть одна, которая первенствует и содержит в себе все прочие, это – категория отношения, категория по преимуществу, – потому что суждение, каково бы оно ни было, выражает отношение.

С этими обыкновенными категориями связаны четыре правила или начала, необходимо из них вытекающие, и потому тоже априорные.

1) С точки зрения количества, всякое явление, т. е. все, что нам дано созерцательной способностью существующим в пространстве и времени, есть количество, т. е. определенное протяжение и определенная продолжительность. Это начало, по Канту, исключает гипотезу атомов.

2) С точки зрения качества всякое явление имеет известное содержание, определенную степень интенсивности. Это начало исключает гипотезу пустоты.

3) С точки зрения отношения, все явления соединены между собой причинною связью, исключающею гипотезу случая. Сверх того между следствиями и причинами существует солидарность и взаимодействие, чем исключается идея  fatum'а.

4) С точки зрения модальности, возможно то явление, которое согласуется с законами пространства и времени, и необходимо то, отсутствие которого предполагало бы прекращение этих законов. Этим исключается чудо.

Первое и второе начала образуют закон непрерывности, 3-е и 4-е – закон причинности.

Категории и начала, из них проистекающие, образуют элемент чистый, врожденный нам, доопытный (a priori) и составляют как бы родовую собственность рассудка (Verstand). Он их не получает, но извлекает из своей собственной природы; он не находит их в мире явлений (феноменальном), но «налагает» их на него.

Разбор Кантом вопроса о возникновении категорий в нашем уме - см. в статье Учение Канта о схематизме.