Критика чистого разума, по мнению Канта, должна прежде всего задаться вопросом: что такое познание?

Любое понятие, взятое в отдельности (человек, земля, тепло и т. п.), не представляет собой познания. Для факта познания необходимо, чтобы понятия: человек, земля, тепло соединились с другими, чтобы в этом соединении они явились, как субъект и предикат, т. е. чтобы образовалось суждение. Например: человек есть существо сознательное, земля есть планета, тепло расширяет тела. Следовательно, познание выражается только соединением понятий. Всякое познание есть суждение, но, с другой стороны, не всяким суждением устанавливается познание.

Иммануил Кант

Иммануил Кант

 

Кант отмечает, что суждения бывают – аналитические и синтетические. Первые только анализируют понятие, не прибавляя к нему ничего нового. Примером аналитического суждения может служить предложение «тела протяженны». Признак «протяженный» не прибавляет к понятию ничего, что бы в нем уже не заключалось. Подобное суждение, не сообщая ничего нового, не обогащает наших познаний. Напротив, говоря: «земля есть планета», мы высказываем суждение синтетическое, т. е. к понятию земли мы присоединяем (в присоединении и заключается смысл греческого слова синтез) новое определение, так мало связанное с понятием земли, что человек жил тысячи лет, не связывая их друг с другом.

Итак, суждение синтетическое обогащает, расширяет, увеличивает наше знание: им единственно создается познание. Но все это нисколько не относится к суждению аналитическому.

Однако вот важное ограничение. Научное познание не устанавливается непременно всяким синтетическим суждением. Для того чтобы суждение образовало познание в научном смысле (что, собственно, и составляет для нас главный вопрос), необходимо, чтобы оно было истинно во всех случаях, чтобы связь, устанавливаемая им между субъектом, и предикатом не была случайна, но необходима.

См. далее в статье Кант – априорные и апостериорные суждения.