В своих философских исследованиях Кант исходил из разделения способностей души на силы познания, воли и чувств. Его философия расчленялась применительно к этим трем способностям и имела в виду преимущественно субъект, пытаясь представить совокупность того, что каждым познается, желается и чувствуется, не как изменчивое приятное или неприятное ощущение, правильное или ложное суждение, но как всеобщее и необходимое, чуждое случайности и личных превратностей.

Иммануил Кант

Иммануил Кант

 

В «Критике чистого разума» Кант имел целью указать априорные элементы познавательной способности, а в «Критике практического разума» он пытается указать подобные же априорные элементы в способности воли, желаний.

Как без всеобщности и необходимости не может быть действительного знания, так без общеобязательности не может быть никакого истинно добродетельного желания. Желание, которое могло бы быть названо хорошим, непременно должно иметь одно свойство – быть способным без всякого противоречия сделаться всеобщим. Отсюда следует, что удовольствие или собственная выгода никогда не могут быть основой нравственного учения, потому что и то, и другая, по своему частному личному характеру, не могут сделаться всеобщими. Как истинное знание образуют не его конкретное содержание, а формы всеобщности и необходимости, так и в желании не содержание, но форма общеобязательности правила решает вопрос о его ценности.

Нравственное желание исключает всякий другой мотив, кроме признанной обязательности. Категорический императив, как Кант называет требование нравственного закона, безусловен, независим от всяких посторонних причин и обстоятельств. Он гласит: «поступай так, чтобы правила (субъективная основа) твоей деятельности могли сделаться в то же время началом всеобщего законодательства». Если действие совершается согласно с законом, но не ради только закона, то такое действие есть законное, но не нравственное. Высшее благо, к которому стремится человек, есть соединенные между собою добродетель и счастье. Но в действительности не встречается ни совершенной добродетели, ни полного счастья, ни их взаимной связи. Поэтому, практический разум создает следующее требование: для достижения совершенной добродетели требуется бессмертие, а для осуществления связи высшего счастья с совершенною добродетелью, т. е. для реализации высшего блага, необходимое условие есть бытие Бога. Если высшее благо должно осуществиться, то нужно допустить бессмертие души и её бесконечную усовершаемость для достижения высшей святости. Нужно также допустить и бытие существа, которое есть общая причина естественного и нравственного мира, которое может привести в надлежащую связь добродетель и счастье, владеет абсолютным знанием и, в силу своего всеведения, наградит нас блаженством. Такое существо есть Бог.

Таким образом, идея свободы выходит из практического разума, её реальность есть следствие силы и обязательности нравственного закона: ты должен, следовательно, ты можешь, иначе обязательность была бы бессмыслицей. Человек свободен, как разумное существо, как вещь в себе, но насколько он может быть рассматриваем, как явление, он подчинен необходимости. Таким образом, то, что оказывалось неразрешимой задачей для теоретического разума, получает обоснование в области практического.

Главнейшие идеи разума – не теоретические догматы, а практические постулаты, необходимое предположение нравственных поступков. Как таковые, они имеют тем больше достоверности, что практический разум, при столкновении с теоретическим, имеет преимущество.

В соответствии с этим Кант развил и свое учение о религии в границах чистого разума. Основная мысль его взгляда на религию заключается в сведении религии на нравственность. Чем зрелее разум, тем самостоятельнее становится для него самостоятельное нравственное чувство и тем излишнее неподвижные положения церковной веры.

См. также статью Кант «Критика способности суждения» – краткое содержание.