III. Христианская церковь в VII – VIII веках 

60. Положение вселенской церкви в VII – VIII веках

Арабские завоевания VII в. нанесли чувствительный удар христианству в Азии и Африке. Патриархаты иерусалимский, антиохийский и александрийский подверглись иноверному владычеству, области их сократились, паства уменьшилась. Из двух европейских патриархатов один, именно восточный, много страдал от разных религиозных смут, но зато другой, западный, делал новые и новые приобретения и в смысле расширения территории, и в смысле увеличения независимости. Но единство церкви все еще поддерживалось, и в конце VIII в. ещё один раз был созван вселенский собор.

 

61. Иконоборчество

Главным событием в истории церкви в Византийской империи в VIII в. было иконоборчество. Император Лев Исавр, отразивший арабов от Константинополя, был родом из Малой Азии и долго в ней сначала жил. Здесь он подвергся некоторому влиянию ереси павликиан, отвергавших, между прочим, церковную обрядность и почитание святых икон. Он сам также находил, что почитание икон начало превращаться в поклонение им, напоминающее собою идолопоклонство, и счел нужным принять против этого меры. Кроме того, у него было желание обратить в христианство магометан, а как раз в почитании икон мусульмане усматривали идолопоклонство, строго запрещенное заповедями пророка. В 726 г. Лев Исавр выступил против почитания икон, приказал их снимать, выламывать и закрашивать во всех церквах империи. Эта мера вызвала большое раздражение среди разных частей общества, которое скоро разделилось по этому вопросу на иконодулов и иконокластов, т. е. почитателей икон и иконоборцев. На сторону иконоборчества стало высшее общество; даже среди церковной иерархии была склонность к этому направлению, и при одном из преемников Льва Исавра, вообще державшихся иконоборчества (при Константине IV), поклонение иконам было даже формально осуждено собором, в котором участвовало очень много духовных лиц. Наоборот, в простом народе и в низшем духовенстве господствовала преданность священным изображениям Христа, Богоматери и святых; особенными же защитниками иконопочитания были женщины всех классов общества и монахи. Когда императорское распоряжение стало приводиться в исполнение, начались схватки и побоища. Лев Исавр и его иконоборческие преемники, находя, что монахи забрали слишком большую силу в обществе как в нравственном, так и в материальном отношении и что привилегии монастырей вредны для государства, вступили в открытую борьбу и с монашеством, а это только обострило смуты. Иконоборческое правительство мало-помалу перешло к настоящим гонениям на иконопочитателей и монахов, и многие из них, не желая подчиниться новой ереси, бежали на окраины государства (между прочим в Южную Италию). Так продолжалось до конца века, когда императрица Ирина, управлявшая империей за малолетством своего сына (Константина VI) и отличавшаяся преданностью иконопочитанию, созвала в Никее Седьмой Вселенский собор (787), который восстановил иконопочитание. Но иконоборчество не прекратилось, хотя после этого теперь уже врагов иконопочитания стали подвергать преследованиям. Временно в начале VIII в. (при Льве Армянине) иконоборчество опять взяло верх; была даже сделана попытка отменить новым соборным постановлением почитание икон, но правившая государством за малолетством своего сына (Михаила III) императрица Феодора собрала в 842 г. собор, еще раз осудивший иконоборчество, как ересь, и доставивший окончательное торжество православию. В общей сложности иконоборчество продолжалось более столетия. Из защитников православия в эту эпоху особенно известен св. Иоанн Дамаскин. Он был подданным багдадского халифа и одно время занимал важную государственную должность на его службе, но кончил жизнь в монашестве. В своих сочинениях он защищал иконопочитание и, кроме того, дал первое систематическое изложение христианского богословия; он прославился равным образом, как составитель праздничных песнопений греческой церкви.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.