16. Арианство

В эту эпоху окончательного торжества христианства над язычеством в самом христианстве происходили внутренние распри, вызывавшиеся неодинаковым пониманием догматов веры. Еще в первые века в церкви появились ереси, то есть уклонения от принятых ею учений или правильного понимания истин религии (православия). В IV в. особенно важное значение получило арианство - ересь Ария, александрийского священника, бывшего современником Константина Великого. Арий отрицал единосущие Сына Божия с Богом Отцом и утверждал, что Сын Божий есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог. Его толкование нашло многочисленных последователей, и раздоры между православными и арианами волновали церковь очень долгое время. Хотя ересь Ария и была осуждена на первом вселенском соборе, собранном императором Константином в Никее в 325 г. и составившем Символ веры, но во второй половине IV в. за арианство стояли сами императоры (Констанций и Валент), которые даже стремились доставить ему торжество в империи. Это породило новые смуты в церкви. С другой стороны, обращение германцев в христианство началось с принятия ими арианства. Вестготы, у которых уже в первой половине IV в. был свой епископ (Ульфила), исповедовали арианство; арианами же были и лангобарды. И те, и другие оставались арианами и после занятия ими Галлии, Испании и Италии.

 

17. Вселенские соборы

В IV – VI вв. возникали в церкви и другие ереси, что заставляло императоров созывать новые вселенские соборы. Эти ереси появлялись и распространялись главным образом в греческой половине империи, где была большая наклонность к постановке и разрешению отвлеченных вопросов веры. Но в Восточной же империи шла и более деятельная разработка православного учения. Здесь собирались и вселенские соборы. Второй собор был созван Феодосием Великим в Константинополе (381) по поводу учения Македония, отрицавшего божественную природу Св. Духа. Третий собор был в Эфесе (431) при Феодосии II; он осудил ересь Нестория (несторианство), называвшего Иисуса Христа не Богочеловеком, а Богоносцем, а Св. Деву – Христородицею, а не Богородицею. Опровергая это учение, один константинопольский архимандрит, Евтихий, стал утверждать, что в Иисусе Христе нужно признавать лишь одно божеское естество, а не два (божеское и человеческое). Эта ересь получила название монофизитства и очень сильно распространилась. Её защитники даже склонили на свою сторону императора Феодосия II, но новый император (Маркиан) созвал против неё четвертый вселенский собор в Халкедоне (451). Споры и раздоры, вызванные появлением несторианства и монофизитства, продолжались еще и в начале VI в., что заставило Юстиниана Великого созвать в Константинополе пятый вселенский собор (553). Однако, и этому собору не удалось восстановить мир в церкви. В первой половине VII в. некоторые епископы посоветовали императору Ираклию склонить православных и монофизитов к примирению на среднем учении, по которому в Иисусе Христе следовало бы признавать два естества, но одну волю. Но это учение, получившее название ереси монофелитов, не только не привело к примирению, но внесло в церковь новые смуты. В 680-681 г. поэтому в Константинополе был созван шестой собор, который и осудил монофелитскую ересь.