Одну из колонн ведёт сам Кутузов – и всячески замедляет её движение. В итоге «все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей». Однако Кутузов, Бенигсен и многие другие генералы потом получили за него важные награды.

«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорят после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы – те, кто не знают, что всякое сражение совершается не так, как предполагали его распорядители.

Но, несмотря ни на что, «Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой-нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства».

 

Читайте полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже текста статьи.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.