На основе древней традиции героического эпоса в Норвегии и Исландии IX-XIII вв. развивается поэзия скальдов. Скальдами назывались дружинные певцы скандинавских конунгов. Они входили в состав княжеской дружины, участвовали в боях, выступали в мирное время как приближенные и советники своего князя. В противоположность традиционным эпическим сюжетам поэзии «Старшей Эдды» песни скальдов обращены к современности и восхваляют воинские подвиги князя и его дружины.

 

Саги, поэзия скальдов, Младшая и Старшая Эдда

 

Отступая от архаической простоты народного эпоса, скальды создали искусство сложной и изысканной формы, рассчитанное на вкусы воинской аристократии. Рядом с обычной аллитерацией они вводят обязательную внутреннюю рифму и счет слогов; строфическое построение сочетается с припевом, составляющим отличительный признак так называемой «драпы» («боевой песни»), важнейшего жанра поэзии скальдов. Расстановка слов в стихе, весьма сложная и искусственная, резко отличается от прозы.

Особенно характерно для скальдов употребление своеобразного поэтического языка, построенного на сложной системе образных выражений, метафорических иносказаний, – так называемых «кеннингов». Так, корабль называется кеннингами «конь валов», «морской конь», «медведь прибоя»; меч – «светоч битвы», «солнце сражения», «огонь щита»; змея – «рыбой равнины» и т. п. Следуя поэтическим сказаниям о драконах или змеях, сторожащих сокровища, поэт вместо слова «золото» может употребить кеннинг «край змей». Женщину, носящую золотые украшения, он назовает «страною золота». Многие кеннинги опираются на сюжеты мифологического или героического эпоса: золото называется «ложем Фафнира» – по имени дракона, охранявшего клад, которым впоследствии завладел Сигурд, или «ношей Грани», по имени коня этого героя, или «волосами Сив», потому что эта богиня имела золотые волосы, и т. п.

Эта вычурность поэтического языка и метрической формы переходит у поздних скальдов XII-XIII вв. в условность и однообразие, неизбежные при замкнутом круге тем стихосложения воинской аристократии. Но в период расцвета (IX-X вв.) в «боевых песнях» скальдов еще отражаются более широкие и свободные героические идеалы «эпохи викингов».

Произведения скальдов, исполнявшиеся самими поэтами без музыкального сопровождения, обязательного для старой героической песни, сохранялись потом в устной традиции. Они дошли до нас в отрывках, в составе прозаических саг XIII в., цитирующих эти отрывки в рассказах о жизни скальдов или воспетых ими князей.

Покровителем своего искусства скальды считали самого Одина, который согласно одному из скандинавских мифов похитил у великанов волшебный напиток, порождающий поэтическое вдохновение.

Первые скальды (IX в.) были по происхождению норвежцами. В X в. искусство скальдов получает широкое распространение в Исландии. С этого времени большинство скальдов, появляющихся при дворах скандинавских князей, происходит из Исландии. В архаических условиях жизни Исландии, где сохранялась живая традиция устного эпического творчества, дар поэтической импровизации был широко распространен среди молодых воинов, вступавших в дружины викингов или норвежских королей.