Аттила (в германских сказаниях, в частности, в «Песни о Нибелунгах» – Этцель) – грозный царь гуннов, прозванный современниками Бичом Божьим. Родился ок. 406 г. и был сыном гуннского правителя Мундцука и племянником Ругилы, чью власть наследовал в 434 вместе с братом своим, Бледой, убитым потом по его приказанию. В конце IV столетия гунны,соединившись с аланами, готами и другими покоренными ими народами, начали угрожать как восточной, так и западной половине Римской империи. Вождь гуннов Ульдин был союзником вестгота Алариха, а Мундцук и Ругила, возбудив в народе страсть к завоеваниям, неоднократно водили гуннов на римлян. Аттила, одаренный пылким умом, твердостью характера и величайшею неустрашимостью, уже с юных лет являл непомерное честолюбие, жестокость и презрение к просвещению и оседлой жизни. Ознакомленный военачальником Аэцием с развращением нравов у римлян Аттила тем более пренебрегал ими. Уверенность в своей силе и воинских способностях приобрел он еще в юных летах, в войне с бургундами, где храбростью и умными распоряжениями спас от истребления войско гуннов, предводительствуемое Уитаром, которое из-за оплошности своего вождя подвергалось величайшей опасности.

 

Аттила. Краткая биография. Слушать аудиокнигу

 

Став царём, Аттила с 60,000 воинов вторгся в Италию, и дойдя до берегов реки По, принудил императрицу Плацидию уступить ему Паннонию. Византийский император Феодосий II принявший в то время под свое покровительство некоторые из гуннских племен, отпавших от власти Аттилы, вынужден был заключить с ним постыдный мир, и сделаться его данником. Все это еще более усилило привязанность и уважение к Аттиле полудиких, но мужественных его подданных, чему мною способствовала и распущенная Аттилой молва, что он владеет непобедимым мечом бога Одина. Повелевая уже сотнями тысяч гуннов, он вступил в союз с Гензерихом, королем африканских вандалов, и пошел вновь войною на Восточную империю. Он одержал победу в трех сражениях, опустошил Фракию, Македонию Грецию и проник почти до Константинополя. Феодосий вторично просил мира и должен был искупить его данью 2,100 пудов золота, ценою в то время неслыханною.

Гунны

Гунны

 

После восшествия на византийский престол воинственного Маркиана Аттила обратился на римский запад, где ему представлялось более средств к распространению своих завоеваний. Тщетно западный император Валентиниан вооружил против него гуннское племя акациров; тщетно замышлял отравить этого своего опасного противника. Могущество Аттилы беспрерывно возрастало, и почти все варварские народы, обитавшие от берегов Рейна и Дуная до Дона, признали его своим властителем.

По соглашению с Гензерихом Аттила двинулся на вестготов, владевших в то время Испанией и южной Галлией, и увлеченных Аэцием, наместником римским в восточной Галлии, к войне против вандалов. Отложив до благоприятнейшего времени требование руки сестры Валентиниана, Гонории, с которою, по её желанию, намеревался вступить в брак, Аттила, с многочисленным и храбрым воинством, состоявшим из гуннов, остготов, гепидов и аланов, вступил в южную Германию. На реке Лехе, он соединился с северными германскими народами, на Неккаре с восточными франками, и одержав победу над бургундскими королями Гундикаром (Гунтер «Песни о Нибелунгах») и Сигизмундом, перешел Рейн.

Получив известие об этом, Аэций, ожидавший его в Юлийских Альпах, поспешил к берегам Луары, где соединился с западными франками, бургундами и сарматскими наемными войсками, а союзник римлян, вестготский король Теодорих занял позицию у города Аврелиана (Орлеан). Аттила, с 700.000 воинов, двинулся против вестготов, приказав остальным своим силам осадить Аврелиан. Завязался кровопролитный бой, но победа долго оставалась сомнительною, и решилась только смертью Теодориха, павшего на поле сражения с 100,000 храбрых своих сподвижников. Остатки вестготской армии, под начальством Торисмунда, старшего сына Теодориха, отступили к Толозе (Тулузе). Аттила с торжеством вступил в Орлеан. Падение Западной империи казалось неизбежным.

Но воинственные жители Испании и Южной Франции, устрашенные опустошительным приближением гуннов, со всех сторон стеклись под знамена Торисмунда, к которому присоединился и Аэций. Аттила, опасаясь нового сражения с многочисленными, ожесточенными противниками, и не желая, чтобы Галлия сделалась могилою его славы, отступил к Реми (Реймсу), но настигнутый союзниками на равнинах Каталаунских (у нынешнего города Шалон-на-Марне), вынужден был принять сражение. Бой на Каталаунских полях, равный которому по жестокости и кровопролитию едва ли может найтись в летописях мира,продолжался весь день. До 200,000 воинов пало. Долго вестготы и гунны оспаривали друг у друга победу, и только наступление ночи прекратило сражение. Торисмунд, мстя за убитого отца, отчаянно кинулся в тыл гуннам, и Аттила должен был искать спасения в своем стане. Приказав сложить там костер из конских седел, он поклялся сжечь себя, если неприятели овладеют его лагерем. Но Аэций, не решаясь вторично напасть на грозного врага, переговорами склонил его к отступлению.

Преследуемый только легкими отрядами франков, Аттила потянулся через Тюрингию к Паннонии, обдумывая план вторжения в Италию. Предлогом ему служил вторичный отказ Валентиниана в руке Гонории, и уступке, вместо приданого, половины империи. Часть гуннов, под предводительством Ардариха, двинулась чрез Норик (Австрию и Тироль), а остальное войско Аттила сам повел чрез Иллирию. Римляне, разбитые при реке Арции, отступили к Аквилее, которая немедленно была осаждена и разрушена гуннами (452 г.), после храброй и продолжительной защиты римскими полководцами Менапом и Ориком. Варвары дотла опустошили Северо-Восточную Италию до самой Равенны. Сдавшиеся без сопротивления города Милан и Кремона были пощажены, зато Верона, Мантуя и Бергамо, продолжительною обороною навлекшие на себя всю ярость победителя, подверглись конечному истреблению. Жители прибрежных стран скрылись на островах лагун, и положили там первое основание Венеции.

Валентиниан уехал в Рим и оттуда молил о помощи восточного императора. Аттила стал лагерем при слиянии рек Минчо и По, близ Мантуи, готовясь весною идти на Рим, но прибывшее к нему посольство, чьим главой был святой папа Лев I, убедило его к отступлению, внушенному вероятно и его собственным благоразумием. Маркиан и народы Западной Европы стали вооружаться против него. Оставшись долее в Италии, он мог подвергнуться величайшей опасности. Обложив Рим ежегодною данью и потребовав немедленной выдачи Гонории, Аттила возвратился в Паннонию, и желая отомстить Маркиану, стал готовить новое опустошение Восточной империи.

Аттила

Рафаэль. Встреча папы Льва I и Аттилы, 1514

Источник изображения

 

Перед выступлением в поход, он отпраздновал своё бракосочетание с прекрасной Гильдегундой (Ильдико), дочерью германского князя Герика, которая уже была обручена с другим, но против её воли, уступлена отцом грозному повелителю гуннов. Брачная ночь Аттилы была последней в его жизни. Он был умерщвлен во время сна Гильдегундой (в 453 или 454 г.). По сказаниям других историков, Аттила, преданный в высочайшей степени чувственным наслаждениям и вину, умер в эту ночь от сильного кровоизлияния.

Так кончил жизнь, на 49 году от рождения, Аттила, идол северных народов и ужас Европы. Тело его положено было в тройной гроб и выставлено под шелковым наметом, после чего, при звуке хвалебных песней, отнесено на могилу. Место, где лежит прах вождя гуннов, неизвестно потомству: рабы, предавшие тело его земле, были немедленно умерщвлены. После смерти Аттилы, держава гуннов распалась на части от раздоров, возникших между ее племенами.