К самому концу XIV – началу XV века относятся два произведения, описывающие Куликовскую битву, самое большое и важное событие эпохи татарского ига, показавшее русским людям, что есть надежда и возможность освободиться от ненавистной татарщины. [См. на нашем сайте краткое и подробное описание Куликовского сражения и краткую биографию Мамая.]

В летописи мы находим сухой исторический рассказ этого события, литературно же оно отразилось в «Сказании (или Поведании) о Мамаевом побоище» [см. его полный текст] и в «Задонщине» [см. полный текст и анализ]. Оба эти произведения написаны определенно под влиянием «Слова о полку Игореве». Они напоминают его по своему плану, строению; в некоторых местах видно просто подражание, иногда даже – бессмысленное. Так, например, «Слово» начинается с обращения к «вещему Бояну», – в «Сказании о Мамаевом побоище» обращаются к какому-то Урану: «се поведай, Уране, како случися на Дону»... Кто был этот Уран – совершенно неизвестно.

Но, в противоположность «Слову», «Сказание» или «Поведание о Мамаевом побоище» проникнуто религиозным, христианским духом. Князь Дмитрий Иванович Донской изображен прежде всего благочестивым, глубоко верующим человеком. Описывается посещение князем преподобного Сергия Радонежского, который благословляет и воодушевляет его на битву. В параллель «плачу Ярославны» в «Поведании» есть плач княгини Евдокии, жены князя Дмитрия; только в «Слове» Ярославна обращается с мольбой к силам природы, а княгиня Евдокия молится Богу.

В «Сказании» есть анахронизмы, показывающие, что написано оно не современником Куликовской битвы. Так, например, говорится, что Дмитрий Донской молился перед выступлением из Москвы у образа Владимирской Божией Матери: на самом деле, образ этот был перенесен в Москву гораздо позднее.

Некоторые места «Сказания» очень красивы, встречаются поэтические описания. Лучше всего то место, когда, перед битвой, боярин Волынец вместе с князем выезжает в поле «брать приметы». Припав к земле, они слушают и слышат, что земля как бы плачет на два голоса: один голос – скорбный, другой – радостный; из этого они заключают, что русские победят, но с тяжелыми потерями.

«Сказание» передает много подробностей битвы, но язык повести тяжелый витиеватый, нет художественной сжатости и силы «Слова о полку Игореве».