209. Гуситское движение

Известие о сожжении Гуса вызвало в Чехии сильное негодование против собора. Чешское дворянство на съезде своем в Праге составило протест против этого поступка и приняло на себя обязательство дозволить в своих имениях свободную проповедь слова Божия. Одним из требований последователей Гуса сделалось допущение мирян до причащения из чаши, т. е. причащения под обоими видами, откуда несколько более позднее название одной части гуситов каликстинцами (т. е. чашниками) или утраквистами (от «sub utraque specie» – «под обоими видами»), по‑чешски они назывались подобоями. Собор со своей стороны осудил причащение мирян под обоими видами, как ересь, и потребовал к своему суду дворян, подписавших протест. В 1416 г. был судим за ересь и предан сожжению на костре и сподвижник Гуса, Иероним Пражский. Вскоре в Чехии началось и народное восстание, во время которого король Вацлав умер (1419). Чехи не захотели признать своим государем его брата Сигизмунда и ополчились на все немецкое. Начались так называемые Гуситские войны (1420–1434), в которых чехи проявили большую храбрость и настойчивость. Но уже с самого начала гуситского движения в нем обнаружилось два направления. Одно было более консервативным, другое более радикальным. Сторонники первого, пражане (утраквисты), большею частью высшее дворянство и горожане стояли на той точке зрения, что не следует уничтожать того, что прямо священному писанию не противоречит. Другая партия требовала, наоборот, устранения из церковной жизни всего, что словом Божиим не предписывалось прямо. Она состояла преимущественно из мелкого дворянства и крестьян и получила название таборитов от места своих первоначальных собраний на холме, названном горой Фавором (Табор), где скоро возник укрепленный лагерь этой партии. Табориты отвергали догмат о пресуществлении, поклонение иконам и мощам, церковную обрядность и т. п. и отличались суровым образом жизни и большим религиозным одушевлением, признавая, однако, за отдельными лицами свободу совести, т. е. свободу каждого верить по‑своему. Среди таборитов стало развиваться сектантство с ожиданием тысячелетнего царства Христова на земле (хилиасты) или возвращения к райскому блаженству (адамиты). У таборитов были и энергичные вожди в лице Яна Жижки и двух Прокопов – Большого и Малого. Папа объявил против гуситов крестовый поход, но чехи не только отбили нападение Сигизмунда и немцев, но и сами даже перешли в наступление.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.