Главные направления религиозной реформации XVI в.

47. Лютер

На различиях между отдельными видами протестантизма сказались, кроме других условий, и личные свойства Лютера. Цвингли и Кальвина.

Мартин Лютер был сын бедного ломщика шифера из Тюрингии. Детство его прошло крайне неприглядно, и еще подростком он уж думал о поступлении в монастырь. Несмотря на свои скудные средства, отец отдал его в школу, в надежде, что из Мартина выйдет юрист. Лютер затем учился в Эрфуртском университете, бывшем в то время одним из центров немецкого гуманизма; но его не интересовало светское направление Ренессанса, процветавшее в Эрфурте, и он изучал лишь богословские науки в их схоластической форме. Окончив курс, он исполнил свое намерение и поступил в монастырь августинского ордена. В это время Лютер был совершенным воплощением монашеского идеала. Папу он боготворил, по целым дням молился, постился, бичевал себя, думая этим умилостивить Христа, казавшегося ему не полным любви к людям Спасителем, а грозным и карающим Судией. Мысль о загробном спасении была главною его заботою. Вскоре после поступления в монахи Лютер сделался профессором в Виттенбергском университете, основанном саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым. Продолжая жить в монастыре и предаваться своим аскетическим подвигам, Лютер вместе с тем изучал Библию, творения отцов церкви и сочинения немецких мистиков. Особенно прилежно читал он послания апостола Павла и творения блаженного Августина, которые давали ему, как он думал, ответ на мучивший его вопрос о спасении. Мало-помалу он пришел к убеждению, что человек не может спасти себя никакими добрыми делами и благочестивыми подвигами, но что спасает его единственно вера в Христа, как Господа и Спасителя. Это учение об оправдании одною верою и сделалось основным догматом протестантизма. По-прежнему, однако, Лютер оставался «папистом» и аскетом и однажды предпринял благочестивое путешествие в Рим, во время которого, впрочем, был сильно смущен распущенностью итальянского духовенства. В Виттенберге он сделался очень популярным человеком, и его лекции и проповеди всегда привлекали к нему множество слушателей. В 1517 г. около Виттенберга появился продавец индульгенций, францисканский монах Тецель, который торговал отпущением грехов как агент банкирского дома Фуггеров, взявшего эту доходную статью на откуп у папы Льва X. Отпущение грехов за деньги слишком было безнравственно и слишком расходилось с учением об оправдания одной верою, чтобы Лютер мог остаться спокойным. Он изложил свой взгляд на покаяние и отпущение грехов в 95 тезисах и вывесил их на видном месте, приглашая всякого, кто с ним не согласен, спорить об этом, что было в университетских обычаях того времени. Спорить с Лютером никто не явился, но его поклонники распространили тезисы по всей Германии, и тогда в печати поднялась полемика, попавшая на хорошо подготовленную почву: в это время только что подходил к концу рейхлиновский спор, и вышли «Письма темных людей». И этот новый спор дошел до сведения Льва X. Папа-гуманист хотел замять неприятное ему дело и через двух доверенных лиц вступил в переговоры с виттенбергским монахом. Лютер все еще продолжал повиноваться папе и даже обращался к нему с оправданиями. Между ним и одним из папских уполномоченных состоялось наконец соглашение. Лютер обязался молчать, если замолчат и его противники. Мало-помалу будущий реформатор стал, впрочем, сомневаться в основах самой папской власти, и, когда в Лейпциге устроился диспут между ним u богословом Экком (1519), в пылу спора Лютер заявил, что не признает папство за божественное установление, что и соборы могут погрешать, и что Констанцский собор осудил учение Гуса неправильно, так как в нем много хорошего. Единственным непогрешимым для себя авторитетом Лютер признал Священное Писание. Это было уже настоящим разрывом с римскою церковью. За разрывом последовало и нападение на эту церковь в трех полемических сочинениях: «К христианскому дворянству немецкой нации о способах улучшить состояние христианства», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В этих трех небольших произведениях Лютера как бы заключалась программа всей его реформы. Полагая, что духовенство само не в состоянии исправить церковь, Лютер приглашал сделать это императора, князей и дворянство, т. е. светскую власть и светское общество. Папская власть над Германией должна была быть отменена, и каждой общине надо было дать право выбирать своих пастырей с предоставлением последним права вступать в брак. Священник к Богу не ближе мирянина, и нужно отменить все, что духовенство придумало для властвования над людьми. Из католических таинств Лютер оставил только два – крещение и причащение. Спасает человека только вера, добрые же дела необходимы лишь в качестве последствий веры во Христа и любви к ближнему. Никто не имеет права установить хотя бы единую йоту над совестью христианина. Лев X ответил на разрыв Лютера с церковью грозной буллой, но реформатор торжественно сжег ее на костре (1520).

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.