III. Папство в IX веке

75. Папство в эпоху Карла Великого

Когда в VIII в. папы искали защиты против лангобардов у франков, они не считали союз с ними для себя опасным. Франки были далеко, и их помощью можно было пользоваться, не теряя своей самостоятельности. Пипин Короткий сразу освободил папу и от лангобардов, и от Византии и сделал его светским государем. Но при Карле Великом отношения между франкским государством и папством изменились. Лангобардское королевство пало и вошло в состав франкской монархии, а её государь сделался императором Запада, т. е. наследником всех прав прежних римских императоров. Папы вследствие этого должны были попасть в зависимость от его власти. Не даром Лев III, коронуя Карла императорской короною, поклонился ему до земли. Империя Карла Великого сильно содействовала распространению духовной власти пап на всем Западе, потому что и сам он признавал в папах преемников апостола Петра и обладателей духовного главенства в церкви, хотя это отнюдь не мешало ему считать себя государем и в делах церковных. Он издавал своею властью разные правила церковной жизни, созывал духовные соборы, замещал епископские кафедры, назначал в монастыри аббатов и. т. д. Карл Великий не был расположен к иконопочитанию и сильна содействовал распространению на Западе еще раньше возникшего прибавления к Символу веры слов об исхождении Св. Духа «и от Сына» (Filioque).

 

Империя Карла Великого

 

 

76. Утверждение папского главенства

Слабость сына Карла Великого, Людовика Благочестивого, и раздоры между сыновьями последнего снова вернули папам независимость. Второй преемник Льва III обошелся уже без утверждения императора. Другой папа вмешался в распрю внуков Карла Великого, как высший посредник и миротворец. Чем больше распадалась новая Западная империя на более мелкие части, тем, наоборот, крепче объединялась западная церковь под папским главенством. Правда, еще в середине IX в. идея о папском главенстве встречала значительное сопротивление со стороны некоторых епископов, но именно в это время на подмогу папским притязаниям явились так называемые Лжеисидоровы декреталии, сборник подложных посланий и постановлений, написанных будто бы папами первых веков и собранных вместе одним духовным лицом Исидором. В этих декреталиях утверждалась независимость епископов от суда светских государей и заявлялось, что папская власть есть наивысшая власть на земле. В подлинность декреталий поверили все, и они немало содействовали установлению папского главенства на Западе. На них стали ссылаться и епископы в своем стремлении сделаться независимыми от государей.

 

77. Папа Николай I

Первый папа, осуществивший такие притязания на деле, был Николай I (858–867). Архиепископ равеннский хотел быть самостоятельным патриархом в своей епархии, но Николай I отлучил его от церкви и заставил смириться. Архиепископ реймский (Гинкмар) осудил на местном соборе одного епископа, но папа потребовал дело на пересмотр себе и, оправдав этого епископа, заставил смириться других франкских епископов, когда они стали было протестовать. Он вмешался также в дело развода и вторичного брака лотарингского короля и лишил сана архиепископов трирского и кельнского, стоявших в главе соборов, которые признали развод и новый брак короля законным. Не ограничиваясь утверждением своего господства на Западе, Николай I властно вмешался и в дела церкви греческой. С этой стороны он встретил, однако, сильный отпор, и его распря с константинопольским патриархом Фотием повлекла за собою разделение церквей.