Древняя Троя 

 

Город Троя в греческих мифах

Город Илион, или Троя, с именем которого были связаны события Троянской войны, был некогда самым знаменитым и могущественным городом Передней Азии. Согласно эллинским сказаниям, он вместе с высокотвердынной крепостью своей Пергамом стоял в плодородной, холмистой стране, между отрогами Иды и Геллеспонтом. С двух сторон Трою орошали две реки: Симоис и Скамандр; обе они протекали по широкой долине и впадали в ближайший залив моря. В незапамятно древние времена, задолго до построения Трои, по склонам Иды жил народ тевкров, которым правил царь Тевкр, сын бога реки Скамандра и нимфы Идеи. Тевкр дружелюбно приютил у себя Дардана, сына Зевса и плеяды Электры: бежав во время голода из родины своей, из Аркадии, Дардан поселился сперва на острове Самофракии, а отсюда перешел на фригийский берег Азии, в области царя Тевкра. Всё это было ещё до построения Трои.

 

Троянская война. Краткое содержание

 

Царь Тевкр радушно принял его, отдал ему в супружество дочь свою Батэйю и отвел ему полосу земли; на той земле Дардан построил город Дардан. Троянское племя, заселившее этот город и его окрестность, стало называться дарданами. У Дардана был сын Эрихфоний: он покорил под свою власть всю троянскую землю и почитался своими современниками как богатейший из смертных. Три тысячи шелкогривых кобылиц паслось у него на лугах. Двенадцать из них обладали такой легкостью и быстротой, что фригийцы прозвали их порождениями бурного Борея: носились они по волнующимся нивам и не сбивали копытами колосьев, носились по залитому волнами взморью и не касались волн, не мочили в их пене быстрых ног своих.

Эрихфонию наследовал сын его Трос, по имени которого народ стал называться троянцами. У Троса было три сына: Ил, Ассарак и Ганимед. Не было на земле человека, который мог бы сравниться с Ганимедом красотою; отец богов и людей, миродержец Зевс велел своему орлу похитить отрока на Олимп: здесь жил он между бессмертными богами и служил Зевсу – наполнял за трапезой его кубок. Царю же Тросу взамен похищенного сына Зевс даровал упряжь божественных коней. По смерти отца Ил и Ассарак разделили между собой его царство. Ассарак стал родоначальником дарданских царей; у него был внук Анхис – юноша такой красоты, что им пленилась сама Афродита. От брака Анхиса с богиней родился герой Эней, бывший во время Троянской войны царем над дарданами. Ил, старший сын Троса, был родоначальником царей троянских. Раз пришел Ил во Фригию и победил на состязании всех бойцов; в награду за победу фригийский царь дал ему пятьдесят юношей и пятьдесят дев, дал еще, по велению оракула, пеструю корову и заповедал: где остановится корова, там пусть он построит город. Ил пошел за ней вслед и шел до возвышения, называвшегося холмом фригийской Атэ, – здесь корова остановилась. Богиня Атэ, губительница людей, омрачительница ума, дерзнула некогда смутить разум самого Зевса, за что была низвергнута им с Олимпа; она пала на землю во Фригии, вблизи холма, названного впоследствии ее именем. На этом-то холме Ил и построил знаменитый город Трою (Илион). Приступая к построению Трои, он просил у Зевса доброго знамения и, проснувшись поутру, увидел перед своим шатром брошенный с небес на землю Зевсом палладион – деревянное изображение Афины-Паллады, в три локтя вышиною. Богиня представлена была с копьем в правой руке, а в левой с веретеном и пряжей. Изображение Афины должно было служить залогом божественной помощи, оплотом и защитой гражданам возникшего города. Радостный, приступил тогда Ил к постройке Трои и для хранения палладиона воздвиг храм. Выстроив Трою, он обнес её высокими стенами с бойницами. Нижняя же часть города Трои обнесена была стеною позже – при сыне Ила, Лаомедонте.

Раскопки Трои

Раскопки древней Трои

Автор фото - Radomil

 

Однажды к Лаомедонту пришли Посейдон с Аполлоном: за какую-то вину Зевс послал их на землю и велел провести год на службе у смертного. Боги, не открывая своей божественности, предложили Лаомедонту – за известное вознаграждение – обвести его город Трою стеною. Как некогда Зет и Амфион воздвигали стены Фив, так трудились над построением троянских стен и Аполлон с Посейдоном. Мощный Посейдон приложил немало сил; он из недр земли выкапывал каменные глыбы, таскал их к Трое и складывал из них стену; Аполлон же приводил в движение камни звуками струн своей лиры: сами собой складывались камни, и сама собой воздвигалась стена. Построенная богами твердыня была бы неразрушима – врагам Трои никогда не разгромить бы ее, но вместе с богами в постройке укреплений участвовал и смертный – Эак, родоначальник сильных Эакидов, к роду которых принадлежали Теламон и Аякс, Пелей и Ахилл; часть стены Трои, воздвигнутая Эаком, была разрушима.

В мифах о Геракле рассказывается, как поступил вероломный Лаомедонт с Аполлоном и Посейдоном и как он был наказан за свое вероломство. Геракл пошел на него войной и взял Трою; мощный Теламон, сын Эака, первый вошел на городскую стену – в том месте, где работал отец его. Из всей семьи царя при этом разгроме Трои остались в живых только Гесиона, дочь Лаомедонта, да меньшой сын его малолетний Приам. Гесиону Теламон взял себе в супруги и увез с собой из Трои на Саламин; Приам же, с соизволения Геракла, был оставлен в Трое и стал впоследствии царем троянской земли. Под его властью город расцвел снова и стал так же славен и могуществен, как и в прежние времена. Царь Приам умер в глубокой старости. Жил он с женой своей Гекубой в богатом, блестящем дворце, в крепости Пергам, окруженный многочисленным и цветущим потомством, и все завидовали его богатству и славе и почитали его счастливейшим из людей. Но не следует превозносить счастье смертного, пока не дошел он до предела жизни. В великой скорби окончил дни свои старый царь Трои Приам.

Троянская война, опустошавшая его царство в продолжение десяти лет, сделала город Трои знаменитым в древнегреческих мифах, но окончилась его гибелью. В прах пала высокотвердынная, крепкостенная Троя, пал под мечами врагов и сам старец Приам со всеми сынами своими; престарелая же Гекуба и все царевны, дочери Приама, отведены были в неволю.

 

Историческая Троя

Так повествуют греческие мифы о знаменитой Трое, но они имеют под собой и реальное историческое содержание. До времен александрийских исследователей Гомера, вообще полагали, что «священная Троя» стояла на том месте, где находился впоследствии маленький город Илион, основанный, как говорит Страбон, около 720 года до нашей эры эолийцами. Этот город - историческая Троя - лежал на одном из отрогов горы Иды, в двух милях от моря. Оно тут образует небольшой залив между Сигейским мысом и местом, где в древности стоял город Ретей. Между заливом и подъемом горы расстилается равнина; по ней течет речка Скамандр; она считалась полем битв героев Илиады. Показывали тут и место, на котором был ахейский стан, расположенный у вытащенных на берег кораблей; показывали, близ Сигейского мыса, холмы, насыпанные над гробами Ахилла и Антилоха, на берегу Пропонтиды холм над гробом «одетого в медные доспехи» Мемнона, холм над гробом Аякса у города Ретея. Показывали место, на котором был убит Протесилай; приносили жертвы героям на этих могилах. Илион был незначительный, город. Но он считался стоящим на месте, прославленном Гомером, потому привлекал к себе большое внимание. Жители его, очень гордившиеся своим происхождением от троянцев, говорили, что Троя была не вся разрушена, а что по отплытии ахейцев снова поселились в ней троянцы, успевшие спастись. Покровительницею новой Трои, как и гомеровского Илиона, была Паллада Афина; в священных рощах были воздаваемы почести Гектору и Энею; Геракл, разрушитель Трои, не удостаивался никаких почестей. Акрополь новой Трои назывался Пергамом, как акрополь Трои легендарной; в нем показывали дворец Приама и жертвенник Зевса Геркея, при котором был убит царь‑старец; показывали оружие, принадлежавшее гомеровским героям, лиру Париса, другие остатки древности.

Ксеркс, когда шел на Грецию, посетил акрополь Илиона, велел, чтобы ему подробно рассказали о Троянской войне, совершил возлияние в честь троянских героев, принес в жертву Афине тысячу волов. Он, царь востока, шел мстить за разрушенную эллинами азиатскую Трою. Через полтора века, Александр Македонский повторил сделанное тут Ксерксом, но наоборот: он был продолжателем дела ахейских героев, ходивших против Трои. Он принес жертву на алтаре Протесилая в местечке Элее, посетил ахейский стан, посетил город, принес жертву Афине Илионской, пожертвовал в храм Трои свое оружие, взял взамен оружие себе из числа бывшего там, принадлежавшего гомеровским героям, и его оруженосец постоянно имел при себе это оружие. Чтобы примирить тень Приама с тенью Неоптолема, потомком которого называл себя Александр, как сын дочери эпирского царя, он принес жертву на алтаре Зевса Геркея. Он обещал илионцам возвеличить их город; это не сбылось; новая Троя оставалась незначительным городом до того времени, когда тою страною овладели римляне. Они, гордясь своим происхождением от Энея и его спутников, выказали большую благосклонность к Илиону. После победы над Антиохом (190 до Р. X.) они освободили этот город от всяких податей, присоединили к его области Гергис, Ретей, Сигей и приморье. Но это возбудило зависть соседних городов и повело к исследованию преданий, которыми гордились жители новой Трои-Илиона. Деметрий Скепсийский и другие ученые стали доказывать, что равнина между горою и устьем Скамандра слишком тесна для битв, описываемых Гомером, и утверждали, что город Троя стоял на четыре мили дальше нового Илиона от моря, на том месте, где в их времена находилось «илионское село». Это мнение не имело серьезных оснований, но было принято Страбоном, и по его авторитету было принимаемо почти всеми новыми учеными, наперекор древнему преданию, говорившему, что новый Илион стоит на месте старой Трои. Новый Илион был разрушен Фимбрией, державшим сторону Мария во время междоусобной войны Мария и Суллы, но был восстановлен, и пользовался покровительством Суллы, Цезаря и Августа.

В новейшее время топография Троянской равнины и города Илиона была предметом очень усердных исследований; но не все неясности устранены ими. Немецкий археолог XIX века Шлиман провел раскопки на том холме, на котором стоял Илион исторических времен, и который теперь называется Гиссарлыком. На глубине от 6 до 10 метров под пластами земли, отложившимися в течение веков один на другом, и содержащими в себе развалины нескольких поселений, существовавших тут одно после другого, Шлиман нашел развалины, которые, по мнению его и многих ученых, должны считаться развалинами Гомеровской Трои. Другие ученые возражают, что местность, занимаемая этими развалинами, слишком тесна, потому не соответствует представлению о Трое. Раскопками Шлимана раскрыто, что тут существовали, один после другого, по крайней мере, семь городов; быть может, и больше. В развалинах того города, который он считает знаменитой в древнегреческих сказаниях Троей, Шлиман, кроме остатков крепостных стен и развалин домов, нашел посуду, оружие, разные орудия, одежду.