90. Феодальная монархия

Характер королевской власти тоже изменился под влиянием феодализма. Короли государств, основанных варварами, были наследниками, с одной стороны, римских императоров, с другой – германских конунгов. В истории королевской власти при Меровингах и Каролингах всегда замечается эта двойственность, пока феодализм не сообщил этой власти совершенно особый характер. При новом порядке вещей, чтобы пользоваться каким‑либо значением, король сам должен был иметь под своею властью одно из феодальных княжеств: иначе у него не было бы никакой силы, никакой опоры.

Далее, феодальный король уже не был ни абсолютным государем римской эпохи, ни народным вождём эпохи германской, а лишь главою феодальной лестницы. У него не было подданных или народа, а были лишь крупные и мелкие вассалы, по отношению к которым он сам был только первым между равными. Если ему нужно было издать какое-либо общее распоряжение, он должен был созывать своих вассалов и испрашивать их согласие. Таковое собрание уже не было ни древним вечем, ни «мартовским полем» франкского королевства, ни съездом светских и духовных сановников эпохи Карла Великого: это было – собрание самостоятельных владельцев, с которыми их сюзерен вступал в разные договорные соглашения. Постановления, возникавшие таким путем, не имели большой силы и часто нарушались.

 

91. Распространение феодальных учреждений

Хотя феодализм возник и развился в западных странах, образовавшихся из империи Карла Великого, но он получил распространение и вне этих пределов. Из Германии многие феодальные порядки перешли к её соседям, т. е. к венграм, славянам и скандинавам. С другой стороны, французские рыцари в середине XI в. завоевали Англию и Южную Италию, куда тоже перенесли феодальные учреждения.

Таким образом, феодализм сделался для народов Западной Европы явлением общим. Но и в новых местах он приобретал различный характер. Наконец, в эпоху крестовых походов западное рыцарство вводило феодальную систему и в землях, им завоеванных, в Сирии с Палестиной и на Балканском полуострове.

 

92. Отсутствие феодализма в Византии

Феодализм развился лишь после распадения монархии Карла Великого, но в сущности он подготовлялся еще при Меровингах. Он был результатом падения на Западе античного государства и неумения варваров справиться с задачами управления большими странами.

В Византии, наоборот, уцелели и старая власть, и прежние порядки управления, а потому в ней не было феодализма. В этом государстве, продолжавшем собою Восточную Римскую империю, тоже существовали светская знать и богатая землями церковь, которые при других условиях равным образом могли бы образовать сословие феодальных сеньоров, тем более, что и здесь для содержания войска раздавались военным людям поместья, но императоры своим законодательством и управлением сдерживали вельмож от всяких таких действий, которые могли бы усилить их власть в ущерб значению и единству государства.

 

93. Враги феодализма на Западе

Феодализм на Западе утвердился в X – XI вв., держался на известной высоте в XII – XIII вв. и стал падать в XIV – XV вв. Главными врагами феодализма были здесь короли и горожане. Короли не могли мириться с тем положением, в какое их ставил феодализм; поэтому они вели с ним борьбу, в которой им помогали легисты, т. е. законоведы, изучавшие римское право и выносившие из этого изучения римскую идею государства. Короли при этом выполняли тройную задачу: они объединяли страну в одно государство, отнимали у крупных землевладельцев права, принадлежащие только государям, и подчиняли непосредственно своей власти вассалов и вилланов, зависевших прежде лишь от своих сеньоров.

Не хотели мириться со своим положением равным образом и горожане, тоже вступившие впоследствии в борьбу с феодальным миром. Им хотелось освободиться от феодальных сеньоров для того, чтобы устроить самостоятельные общины, в которых все были бы свободны и которые сами управляли бы своими делами. Эта борьба с феодализмом началась как раз в то самое время, когда феодальное рыцарство предпринимало новые и новые завоевания.