Ланн Жан, герцог де Монтебелло – маршал Франции; блестящий сподвижник Наполеона. Родился, по одним сведениям, в 1769 г., по другим, в 1771 г. Будучи сыном конюха, Ланн, исключительно благодаря своим способностям, достиг положения в армии Наполеона, который, будучи на острове Святой Елены, охарактеризовал его словами «Я нашел его пигмеем и лишился его гигантом».

Проведя свое детство в конюшне и в обучении у красильщика, едва выучившись в народной школе грамоте, Ланн в 1792 г. поступил волонтером в войска, скоро стал сержантом, и, находясь в составе восточно-пиренейской армии, проявил такую храбрость, что был произведён в офицеры. Однако конвент не признал возможным иметь полуграмотного офицера и предложил ему с почетом покинуть службу.

Портрет маршала Ланна

Маршал Жан Ланн. Художник Ж. Б. Герен

 

Ланн бросился к генералу Бонапарту и упросил принять его волонтером в Итальянскую армию. Блестящие дела при Миллезимо, Дего, Каданьо, Лоди, Бассано и Павии доставили Ланну генеральский чин. Во главе бригады Ланн взял форт у Мантуи, был ранен у Говерноло и получил две раны при Арколе. На другой день, узнав, что бой еще продолжается, Ланн, полуживой, велел посадить себя на лошадь, бросился в центр сражения и одним своим появлением увлек солдат. Однако на Аркольском мосту новая пуля сбросила Ланна с лошади. Едва оправившись от ран, Ланн принял участие в сражении при Риволи, в наступлении на Рим и во взятии укреплений Имолы.

По заключении мира, Ланн после небольшого отдыха, отправился с Бонапартом в Египетскую экспедицию. Там, в сражении при Сен-Жан-д'Акре он получил пятую по счету рану и при Абукире 24 июля 1799 г. – шестую. Во Францию Ланн вернулся уже дивизионным генералом. Ланн был предан Наполеону всей душой, и тот 18 брюмера поручил ему начальствование консульской гвардией, а затем авангардом Альпийской армии. В кампании 1800 г. Ланн вновь совершил ряд блестящих подвигов, заслужив почетную саблю.

В 1801 г. Ланн был назначен полномочным министром в Португалию. Малообразованный, грубый и заносчивый, считая, что он находится в завоеванной стране, Ланн совершенно не принимал в расчет местные интересы. Посыпались жалобы португальцев, и вскоре Ланн был отозван и заменен Жюно. Сделавшись императором, Бонапарт пожаловал Ланну маршальский жезл, большой крест ордена Почётного Легиона и титул герцога де Монтебелло.

Став маршалом, Ланн продолжил участие в войнах Наполеона. В кампании 1805 г. Ланн командовал авангардом французской армии и участвовал в сражениях при Ульме, Шенграбене и Аустерлице. В 1806 – 1807 гг. сражался при Иене и Пултуске, где был ранен в седьмой раз. Перед Фридландским сражением (1807) именно маршал Ланн первым заметил, что русская армия по неосмотрительности её командующего Беннигсена зашла в образованный рекой Алле мешок, где её легко стиснуть. Перехватив выход из этого мешка, Ланн удерживал свою позицию до подхода основных сил извещённого им Наполеона. Битва при Фридланде окончилась тяжким разгромом российского войска и привела к заключению вскоре Тильзитского мира. За свои отличные действия в ней Ланн получил от императора почетное звание генерал-полковника швейцарцев.

В 1808 г. маршал Ланн одержал победы в Испании, при Туделе, Палафоксе и Кастаньосе, после отчаянного сопротивления овладел Сарагосой.

Вернувшись во Францию, Ланн отдыхал недолго. В 1809 г. Наполеон вызвал его в армию для войны с Австрией и снова поставил во главе своего авангарда. Ланн по-прежнему геройски сражался при Абенсберге, Экмюле, Ратисбоне, Амштетене, Вене и, наконец, при Эслингене. В этом последнем сражении центр армии, под командованием маршала Ланна, должен был, перейдя Дунай, смелым и энергичным движением вперед разрезать австрийцев на две части. Ланн уже опрокинул австрийцев и гнал их в беспорядке за Эслинген, как вдруг в тылу его произошла катастрофа, изменившая весь ход сражения: мост через Дунай обрушился, и Ланн с войсками оказался отрезанным от армии. Мало-помалу австрийцы стали окружать французов. Ланн начал медленно отступать. В то время, когда он вместе со своим другом генералом Буде обходил линию застрельщиков между Эслингеном и Асперном, пуля поразила насмерть Буде, а затем ядро оторвало ноги Ланну.

Его отнесли на остров Лобау, где был император. Наполеон был потрясен этим несчастием. Он стал на колени у носилок Ланна, плакал, целовал его и говорил: «Ланн, друг мой, узнаешь ли ты меня? это я, император... твой друг Бонапарт, мы спасем тебя…» Ланн очнулся. «Государь, я желал бы жить, – сказал он, – если жизнь моя будет полезна вам и нашей Франции. Но я думаю, что через час вы лишитесь того, кто был вашим лучшим другом». Очевидец этой сцены, генерал барон Пеле отрицает какую-либо другую версию слов, сказанных Ланном Наполеону (отом, что его честолюбие погубит его и Францию). Две операции не спасли Ланна, и он скончался через 8 дней, проведя их без сознания, в бреду.

Прах Ланна был перевезен в Париж для погребения в Пантеоне, а в 1830 г. ему был поставлен роскошный мраморный памятник. Вот характеристика маршала Ланна, сделанная Наполеоном на острове Святой Елены: «Ланн был храбрости необычайной. Оставаясь совершенно спокойным в огне, он обладал замечательным глазомером, и ни одна случайность, которой можно было бы воспользоваться, от него не ускользала. Военные дарования его были необыкновенны и, как военачальник, он был неизмеримо выше Моро и Сульта».

Подробнее о маршале Ланне можно прочитать в книге «Очерки из жизни Наполеона, собранные Эм. Марко де Сент-Илером», ч. II, Смерть Ланна, перевод с франц., М., 1852.