Язычество скандинавских викингов представляло себе богов по идеализированному образу людей. Боги представлялись более могущественными и совершенными, чем обыкновенные люди, но отнюдь не всемогущими и бессмертными или лишенными человеческих страстей и страданий. Мифы рассказывали о рождении богов и содержали указание на их грядущую гибель.

 

Боги викингов. Слушать аудиокнигу с картинками

 

За человекообразными богами стояли древние пережитки тотемистических представлений: с богами связаны священные животные (например, волк или ворон как спутники Одина). У викингов была широко распространена вера в оборотней («человек-волк») – душа человека (его «двойник») появляется, по их мнению, в зверином облике.

«Государство богов» строится по образцу человеческого общества, как патриархальный род. Однако и здесь мифология сохраняет пережитки более древних семейных и общественных отношений (группового брака и матриархата). Например, богиня Фригг, жена Одина, в его отсутствие становится женой его братьев. Фрейр и Фрейя, брат и сестра, являются мужем и женой.

Верховный бог скандинавской мифологии Один (у западных германцев – Водан) – отец и родоначальник богов, творец и устроитель земли, создатель рода человеческого. Один – бог войны, дарующий победу в битвах. Храбрейшие витязи, павшие в бою, пируют вместе с ним в Валгалле («чертоге мертвых»), куда их приводят валькирии – воинственные девы, дочери Одина. Каждый день витязи тешатся в боях, но раны, которые они при этом наносят друг другу, тотчас заживают, и за битвой следует веселое пиршество. Религия Одина отражает воинские идеалы скандинавских дружинников «эпохи викингов».

Один – также бог мудрости, пророчеств и заклинаний и покровитель поэзии. Он изображается одноглазым: другой глаз он отдал великану Мимиру за знание будущего. С копьем в руке, в широкополой шляпе он странствует по земле, принимая участие в человеческих делах и покровительствуя своим любимцам среди героев, из которых некоторые (например, Сигурд) ведут свой род от Одина.

Из других богов наибольшим почитанием пользовался Тор (у западных германцев Донар) – бог грозы, вооруженный каменным молотом (орудие каменного века), которым он поражает враждебных богам великанов. «Рыжебородый Тор» является покровителем земледелия, и в его облике в противоположность Одину, почитаемому дружинами викингов, отчетливее выступают черты скандинавского «бонда» (крестьянина). Именно с этой стороны Один и Тор сопоставлены в одной из песен «Эдды» («Слово о Харбарде»), изображающей перебранку между ними.

Особое место среди богов занимает Локи, известный лишь в скандинавской мифологической традиции и представляющий злое, разрушительное начало, может быть, первоначально – бог огня. Локи стоит между богами и великанами и будет сражаться против богов в последней битве перед концом мира.

Среди богинь первое место занимает Фригг, жена Одина, богиня любви и покровительница браков, олицетворение рождающего начала в природе.

Надземному миру, в котором обитают боги, религия викингов противопоставляет (см. Сотворение мира в скандинавской мифологии) обиталище людей – «срединную землю» («Мидгард») – и подземное царство мертвых («Нифльхейм»), в котором царствует великанша Хель. Представление о подземном царстве мертвых, связанное с погребением в курганах, древнее веры в Валгаллу, но продолжает существовать с ней рядом: в царство Хель отправляются все умершие, кроме героев, удостоившихся Валгаллы.

Кроме богов, мифология викингов знает духов природы (следствие первобытных анимистических представлений), великанов, царство которых лежит за морем, и карликов («альвов» или «двергов»-гномов), скрывающихся в недрах земли. Великаны, олицетворяющие стихийные, разрушающие силы природы, находятся в непрестанной борьбе с богами и людьми. Карлики владеют несметными сокровищами в недрах гор и являются искусными кузнецами. Таким «мудрым альвом» является, например, волшебный кузнец Веланд, о котором рассказывает одна из героических песен «Эдды» («Слово о Веланде»).

Многочисленные имена богов и сказания о них, сохраненные в песнях «Старшей Эдды» и отчасти в поэзии скальдов, впоследствии систематизированные Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде», лишь частично находят соответствия в мифологических представлениях других германских племен, являясь в значительной степени плодом местного, более позднего развития скандинавского язычества. К таким поздним скандинавским новшествам «эпохи викингов» относится, например, воинская религия Одина с Валгаллой и валькириями. У континентальных германцев Водан известен преимущественно как бог мертвых, водитель душ, предводитель призрачной «дикой охоты»: из этих более древних представлений, связанных с культом умерших, развились в дальнейшем его функции как бога войны и волшебства.

Вообще религиозные представления континентальных германцев IV-V вв., гораздо более примитивные, еще не успели, по-видимому, оформиться в ту сложную и разработанную мифологическую систему, которую мы находим в поэтических памятниках эпохи викингов IX-XII вв.