Роберт Бёрнс (Burns) – знаменитый шотландский поэт-лирик. Он родился 25 января 1759 г. в Аллоуэй (графство Эйр), в семье бедного фермера и с 15-ти лет был уже единственным работником в хозяйстве своего отца. Но нужда и тяжелый труд не могли подавить прирожденного творческого дара, рано пробудившегося в поэт. Ходя за плугом, Бёрнс слагал свои первые песни, в которых, по выражению Карлейля, «как бы живет свежесть и чистота зеленых полей и горного воздуха». (См. также статью Творчество Роберта Бёрнса.)
Роберт Бёрнс. Портрет кисти Александра Несмита, 1828
19-ти лет Бёрнс, не довольствуясь полученным скудным образованием, поступил в школу, но смерть отца (1784) заставила поэта вернуться к трудовой жизни и снова приняться за хлебопашество. К этому периоду относится его поэтическое знакомство с Мэри Кэмпбелл, которой посвящены прелестнейшие из его стихотворений и о которой он на всю жизнь сохранил неизгладимое воспоминание (девушка вскоре умерла).
С выходом в свет первого томика произведений Бёрнса, изданного его друзьями по подписке (1786 г.), условия жизни поэта на время изменились: он переселился в Эдинбург, сошелся с кружком литераторов и даже попал в великосветские салоны. Но уже спустя год его потянуло в родные горы. Вернувшись на родину, Роберт женился и снова занялся земледелием. Неурожаи и другие неудачи заставили его, однако, взять предложенное ему одним из его влиятельных друзей место сборщика податей. Первые события французской революции, пробудившие в Бёрнсе живой энтузиазм, вскоре лишили его расположения и поддержки его знатных знакомых. Несмотря на все превратности судьбы, Бёрнс продолжал творить свои чудные песни и писать статьи политического содержания. Но тяжелое детство, неправильная жизнь, злоупотребление спиртными напитками, к которым он пристрастился еще в юности, вконец подорвали его здоровье и привели к тяжелой болезни, быстро сведшей 38-летнего поэта в преждевременную могилу (21 июля 1796 г.).
Поэзия Бёрнса – это поэзия природы, непосредственного чувства и живой действительности. Отличительной чертой её является также разносторонность: Карлейль, лучший из критиков Бёрнса, видит в ней сочетание властной силы и чарующей грации, – «нежного трепещущего сострадания» женщины и «глубокой серьезности и пламенной, мощи героя»; в груди поэта, по словам критика, «есть отзвук на каждую ноту человеческого чувства». Лучшими произведениями Бёрнса считаются: «Весёлые нищие», «Тэм О'Шентер», «Горной маргаритке, которую я примял своим плугом», «Джон – ячменное зерно», песни – «Мое сердце в горах», «Зимняя ночь», баллада «Шерамурский бой», стихотворения «Возвращение солдата», «Честная бедность» и другие. Мастерски воспроизводя старые шотландские предания, Бёрнс впервые дал литературную обработку народно-поэтической форме баллады, которой потом с таким успехом пользовались его последователи.
Безыскусственность, задушевность и самобытность поэзии Бёрнса внесли обновляющие элементы в чопорную и подражательную литературу прежнего периода и способствовали возрождению временно заглохшего в тисках условности национального творчества. Вальтер Скотт, Томас Мур, поэты так называемой «Озерной школы» (Lake School) и даже Шелли с Байроном явились продолжателями начатого им литературного направления.