151. Софисты

Представителями философской мысли в области вопросов морали и политики явились во второй половине V в. так называемые софисты, т.е. учителя мудрости, к старшему поколению которых принадлежал и Протагор. В Афинах, центре всей умственной жизни Греции, в республике, в которой каждому общественному деятелю нужно было уметь доказывать свою мысль и опровергать противников, а также действовать словом на народную толпу, явилось множество учителей двух новых искусств – риторики и диалектики, т.е. умения красно говорить и убедительно спорить. У них никогда не было недостатка в учениках из более зажиточной молодежи, готовившейся к деятельности на поприще государственной жизни. Так как преподавание было их главным и даже исключительным занятием, то за свои уроки они получали плату, которая нередко бывала довольно значительною, по крайней мере, у наиболее прославившихся учителей. Софисты не ограничивались преподаванием одной риторики и диалектики, но считали нужным и умственно развивать своих учеников, давать им положительные знания, изощрять их мысль обсуждением вопросов нравственности и общежития и т. п.; поэтому‑то они и назывались учителями мудрости. Но в преподавании софистов была и своя опасная в нравственном отношении сторона. Умение искусно доказывать свою мысль и красиво говорить может служить и дурным, и хорошим целям. Многие шли на выучку к софистам вовсе не для того, чтобы запастись у них серьезным знанием и нравственными убеждениями, а только ради приобретения искусства, которое считалось особенно полезным в практической жизни. Среди самих софистов были и хорошие, и дурные люди; честным учителям, конечно, не раз приходилось давать уроки таким молодым людям, которые потом оказывались в жизни очень нехорошими, а учителя, сами бывшие людьми недобросовестными, понятно, и не могли научить ничему хорошему. Налегая в своем преподавании на искусство словесной защиты того или другого мнения, безотносительно к внутренней его правоте, софисты давали не мало поводов обвинять их в том, что вся цель их искусства – уметь черное представлять белым. К этому присоединялось еще то, что взгляды софистов, особенно в вопросах нравственности и политики, расходились с мнениями всех, кто только держался старых идей – о богах, о дозволенном или недозволенном, о законах и о государственных учреждениях. Не только в народной массе, но и в части образованного общества господствовало представление о софистах, как о людях без совести и без всяких правил, способных только развращать учащуюся у них молодежь. (Без такого взгляда на софистов и Сократ не мог бы быть приговорен к смерти, как безбожник и развратитель юношества).

152. Характер учения софистов

Общий характер воззрений софистов заключался в том, что они подвергали все человеческие идеи и учреждения своей критике, не приходя большею частью ни к каким положительным результатам, т.е. останавливаясь на одном сомнении. Человек есть мера всех вещей: хорошее и дурное таково не по своей природе, а по соглашению людей между собою. Другими словами, единой, общеобязательной истины нет, и заменять ее в жизни должны такие мнения, которые необходимы для того, чтобы люди могли жить в обществе себе подобных, не вредя себе и другим. Учение софистов было, так сказать, особою ступенью в развитии философского мышления греков, уже отказавшегося от преданий старины, но еще не нашедшего в то время новых основ, на которых сколько‑нибудь прочно можно было бы построить новые идеалы жизни отдельной личности и целого народа. – Рассматривая отдельных представителей греческой литературы V столетия, мы можем проследить, как менялись их взгляды с каждым новым поколением.