История создания
Стихотворение «Тучи» было написано М. Ю. Лермонтовым в день отъезда во вторую кавказскую ссылку весной 1840 года. Прощаясь с друзьями, поэт долго и грустно глядел в окно на тучи над Невой – и сочинил лирическое произведение, которое здесь же и прочёл. «Тучи» были опубликованы в вышедшем в том же 1840 году лермонтовском сборнике.
Лермонтов. Тучи. Анализ стихотворения. Слушать аудиокнигу
Сюжет
Сюжет этого короткого стихотворения несложен: вид туч вызывает в душе поэта ассоциацию с вечно бесприютным изгнанничеством. Он гадает о возможной причине изгнания. Ею может быть решение судьбы, тайная или открытая зависть либо злоба, преступление, клевета... Но, находя в своей душе твёрдое, стоическое равнодушие ко всем невзгодам и напастям, автор ощущает себя вечно холодным и свободным, как проплывающие по небу тучи, – а у такого человека не может быть ни родины, ни изгнания с неё.
Тема
Тема стихотворения – неизбывное одиночество личности, отчуждённой от неспособного её понять и оценить общества. Возникающую из-за этого грусть и тоску дух Лермонтова преодолевает отважным самоотречением. Такой несгибаемый героизм для него – главное в жизни.
Композиция
Стихотворение включает в себя три четверостишия. В первом Лермонтов с любовью смотрит на небесные тучи, видя в их вечном «изгнанничестве» сходство с собственной судьбой. Второе четверостишие составлено из риторических вопросов: поэт гадает о причине странничества туч. В третьем он отрицает мысль, что и к ним, и к нему может быть отнесено слово «изгнанники» – ибо сильный, стойкий человек с самого рождения одинок ни к чему не привязан душой – и, значит, нигде не почувствует себя отверженным того, что он горячо любил.
Размер
Стихотворный размер «Туч» – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.
Жанр
«Тучи» – произведение лирическое. Его точнее всего назвать философской элегией, размышлением лирического героя о своей судьбе и о её связи с роковыми основами миропорядка.
Средства выразительности
Из средств выразительности в «Тучах» используются эпитеты («лазурная степь», «жемчужная цепь», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные»), олицетворение («вечные странники»), сравнение («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники»), антитеза («с милого севера – в сторону южную»), лексический повтор («чужды вам страсти и чужды страдания»).