Кирибеевич, удалой опричник царя Ивана Грозного, первый кулачный боец по Москве, полюбил красавицу Алёну Дмитриевну, жену молодого купца Степана Парамоновича Калашникова. (См. более подробное содержание «Песни».)

 

Лермонтов. Песня о купце Калашникове. Очень краткое содержание для читательского дневника. Слушать аудиокнигу

 

Раз вечером поздно вернулась Алёна из церкви – с косами расплетёнными, очами мутными. Повалилась она мужу в ноги и рассказала, как по пути с вечерни догнал её опричник Кирибеевич, схватил за руки и стал целовать-ласкать. Опозорил опричник Алёну Дмитриевну – ведь смотрели на всё соседушки.

Решил Степан Парамонович не давать жену в поругание. Послал он за меньшими братьями и сказал, что выйдет завтра с опричником на смертный кулачный бой.

Наутро собрались бойцы на Москву-реку. Приехал и Грозный царь. Вышел Кирибеевич, и никто с ним биться не осмеливался.

Но выступил вдруг вперёд Степан Калашников. Поклонился государю, церквам и всему народу и сказал опричнику: «Я купец Калашников. Не позорил я чужой жены, не разбойничал ночью. И из нас двоих завтра по одному панихиду будут петь».

Побледнел Кирибеевич. Разошлись они и начали бой. Ударил опричник Калашникова, так что погнулся медный крест у купца на груди, и кровь из-под него закапала. Ударил Степан Парамонович обидчика, прямо в левый висок со всего плеча. Закачался опричник и рухнул мёртвым.

Грозный царь разгневался. А Степан Парамонович молвил ему: «Я убил Кирибеевича по своей воле, а за что – скажу лишь Богу единому. Можешь ты казнить меня».

Утром вывели Калашникова на место лобное, где стоял палач с топором. Попрощался Калашников с братьями, велел кланяться Алёне Дмитриевне. Казнили купца лютой смертию, схоронили промеж трёх дорог и кленовый крест поставили. Стар человек мимо пройдёт – перекрестится, добрый молодец – приосанится, красна девица – пригорюнится.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!