Булгаков, Михаил Афанасьевич – драматург, писатель (14.5. [2. 5. старого стиля] 1891, Киев – 10. 3. 1940, Москва). Его отец был профессором Киевской духовной академии. В 1909-16 Булгаков изучал медицину в Киевском университете, после этого работал сельским врачом под Смоленском и в Киеве.

В 1919 он приступил к литературной деятельности, в 1920-21 жил во Владикавказе. В годы гражданской войны недолго был в рядах деникинской армии. В 1921 Булгаков переехал в Москву и стал писать для многих газет и журналов. В частности, в 1922-24 он писал для газеты «Накануне», выходившей в Берлине и симпатизировавшей Советскому Союзу. Булгаков постоянно публиковался в газете железнодорожников «Гудок», что и свело его с И. Бабелем, И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей, К. Паустовским и Е. Петровым. Только по прошествии 50-ти лет эти фельетоны и заметки, весьма важные в качестве материала для его поздних произведений, были собраны и изданы в Кельне.

Первый роман Булгакова Белая гвардия (1924) публиковался в журнале «Россия», но не до конца, журнал вынужденно прекратил свое существование. Единственной книгой, опубликованной при жизни автора, остался сборник Дьяволиада (1925), включавший в себя пять сатирических рассказов.

По инициативе Московского Художественного театра Булгаков создал на основе романа Белая гвардия пьесу Дни Турбиных (1926), которая была допущена к постановке после серьезных осложнений. Несмотря на грубые нападки со стороны РАПП, в результате которых пьеса была под запретом с 1929 по 1932, Дни Турбиных до 1941 успешно шли на сцене театра (987 спектаклей).

Первая современная сатирическая пьеса Булгакова Зойкина квартира (1926) шла на сцене в 1926 и 1927, но только в 1982 она была напечатана в СССР. Другая сатирическая пьеса Булгакова Багровый остров (1927) выдержала лишь несколько представлений. Вторая драма Булгакова из времен революции Бег, создававшаяся в 1926-28, была запрещена незадолго до премьеры.

Многочисленные прозаические и драматические произведения Булгакова оставались неопубликованными, критики старались всячески опорочить его имя. В июле 1929 – марте 1930, когда уже не ставилось ни одной пьесы и в печати не появлялось ни строчки Булгакова, он обратился с письмами к таким влиятельным лицам как Горький и Сталин, прося о разрешении на выезд или хотя бы о возможности зарабатывать на жизнь при театре. Реакция со стороны Сталина последовала 18 апреля 1930 (через четыре дня после самоубийства Маяковского), это был личный телефонный звонок, после которого Булгаков с 1930 по 1936 смог работать ассистентом режиссера в Московском Художественном театре.

Его пьеса о конфликте гениального художника с государством Кабала святош (Мольер), написанная в 1930-36, была искажена при постановке и вскоре снята с репертуара; после 1932 на сцене удерживалась только его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя.

В 1936 Булгаков перешел в Большой театр, где зарабатывал на жизнь в качестве оперного либреттиста и переводчика. Все написанное им оставалось в рукописях. Уже на смертном одре, ослепнув, он диктовал поправки к своему главному прозаическому произведению Мастер и Маргарита (1928-40). В 1941 в Ленинграде и Москве недолгое время шла его пьеса Дон Кихот, написанная в 1938. В 1943-48 на сцене шла драма Булгакова о Пушкине Последние дни, написанная в 1934-35.

Имя Булгакова было вычеркнуто из планов издательств и учебников по литературе. Творческое наследие писателя сохраняла его вдова, Елена Сергеевна Булгакова. Лишь после смерти Сталина, с 1955 произведения Булгакова стали появляться в печати и на театральной сцене благодаря активной поддержке В. Каверина и К. Паустовского. Сначала, в 1955 были опубликованы пьесы Дни Турбиных и Последние дни; сборник 1962 года содержал напечатанные впервые пьесы Бег, Кабала святош и Дон Кихот. Однако сатирические пьесы Булгакова и тогда публиковались только на Западе. До сих пор известны только двенадцать пьес из тридцати, предположительно написанных драматургом.

В 1965 в журнале «Новый мир» был опубликован Театральный роман, написанный в 1936-37; эта публикация содействовала тому, что через 25 лет после смерти писателя его проза, хотя и не целиком, вернулась в русскую литературу. Роман Мастер и Маргарита вышел в свет в 1966-67 с существенными цензурными купюрами. После того как роман был без купюр опубликован на Западе, вышло новое советское издание (1973), также без купюр. Возвращение Булгакова в советскую литературу вызвало на Западе целую волну исследовательских работ.

Булгаков является одним из самых значительных русских писателей этого столетия. Значение его как сатирика находится во всегдашнем противоречии с учебниками советской литературы, где ему отводится незначительное место. В его творчестве можно выделить четыре главных темы.

В произведениях Белая гвардия, Дни Турбиных и Бег он изображает, отступая от общепринятой схемы, патриотические и идеалистические мотивы, руководившие белыми. Сюда же примыкает и его известный рассказ Ханский огонь [см. его полный текст и краткое содержание].

Врачебная практика дала Булгакову материал для таких произведений, как Записки юного врача (написаны в 1925-27, впервые напечатаны в 1963), Роковые яйца [см. полный текст и краткое содержание], а также гротесковой повести Собачье сердце [см. полный текст и краткое содержание], остро остраняющей современность (написана в 1925 и только в 1987 напечатана в СССР, на Западе вышла в 1968). Эта повесть представляет собой искусный сплав формы рассказа от первого и третьего лица, в ее структуре проявились эксперименты, характерные для ранней прозы Булгакова.

Его комедии – увлекательная и острая сатира, рисующая Россию 1920-х годов. В пьесе Зойкина квартира, где выведены исключительно отрицательные персонажи, проявляется оборотная сторона НЭПа в Москве. Многие персонажи этой первой комедии Булгакова встречаются в более поздних его произведениях.

Центральная тема его исторических драм о Мольере и Пушкине – зависимость гения от деспотического государства и его властей. Эта же тема связывает во многом автобиографический Театральный роман, где речь идет о судьбе пьесы Дни Турбиных, с романом Мастер и Маргарита. Это многослойное и сложное по структуре произведение о появлении в Москве 1930-х годов дьявола и о писателе, чья неопубликованная книга о Понтии Пилате включена в ткань основного романа, обнаруживает необычайную творческую фантазию автора и его критическое отношение к своему времени, равно как мучительность творчества в условиях несвободы и бессилие угнетателей.