Гиппиус, Зинаида Николаевна, поэтесса, критик, писательница (20.11 [8.11 старого стиля] 1869, Белев Тульской губернии – 9.9.1945, Париж). Среди предков Гиппиус были немецкие дворяне, эмигрировавшие в Москву в 1515 году. В детстве она время от времени жила в Санкт-Петербурге, здесь прошло и 30 лет ее супружества с Дмитрием Мережковским (1889 – вплоть до их эмиграции) – редкий в мировой литературе пример союза двух людей, послужившего их взаимному духовному обогащению.

Зинаида Гиппиус. Фото

Зинаида Гиппиус в начале 1910-х гг.

 

Писать стихи Гиппиус начала с 7-ми лет, с 1888 г. они появляются в печати, а вскоре вышел и ее первый рассказ. До революции было напечатано много ее сборников стихов, романов, сборников рассказов и пьес. В 1903-09 Гиппиус была тесно связана с редакцией религиозно-философского журнала «Новый путь», где публиковались, в частности, и ее литературно-критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, обращавшие на себя внимание читателей. Салон Гиппиус, существовавший в 1905-17 в Петербурге, стал местом встречи символистов.

Гиппиус отвергла Октябрьскую революцию, видя в ней акт, направленный против свободы и человеческого достоинства. В 1919 ей вместе с Мережковским удалось выехать в Париж. Там она стала одной из самых значительных поэтесс эмиграции. Один её сборник – Стихи (1922) вышел в Берлине, другой – Сияния (1938) – в Париже. Большим вниманием пользовалась также ее публицистика, особенно – собранная в книге Живые лица (1925). Посмертно была опубликована книга Гиппиус о ее муже Дмитрий Мережковский (1951). В СССР ее произведения не издавались, репринты были осуществлены в Мюнхене в начале 1970-х годов.

 

 

Лирика Гиппиус глубока по мысли, религиозна. Гиппиус вышла из круга символистов, для которых литература являлась частью широко понимаемого культурного процесса и средством выражения высшей духовной реальности. Человек, любовь и смерть – вот основные темы, в кругу которых находится ее поэзия. Поэзия для Гиппиус означает духовный опыт и постоянный философски-психологический спор с самой собой и с несовершенством земного существования. При этом интеллектуальный блеск соединяется у нее с поэтической восприимчивостью.

 

Зинаида Гиппиус

 

В своей художественной прозе Гиппиус под влиянием Достоевского любит изображать людей в пограничных ситуациях. Эта проза пронизана религиозным мировоззрением, которому в меньшей степени, чем у Мережковского, присущ мистицизм.

Ее публицистика – высокого класса, это касается и дневников, и прежде всего – очень личных описаний Блока, Брюсова, Розанова и др. Здесь, как и в некоторых своих стихах, Гиппиус резко выступает против большевизма и с большим уважением говорит о свободе, человеческом достоинстве и русской культурной традиции.

 

См. также статью Творчество Зинаиды Гиппиус.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.