ГЛАВА VI
Греческая образованность эпохи процветания
I. Культурное развитие Греции в VI и V веках до Р.Х.
142. Важность истории греческой культуры
Одновременно с политическим и экономическим развитием VI и V вв. совершалось в Греции и культурное развитие, выразившееся в процветании поэзии и искусства, в зарождении философии и науки. До персидских войн передовою страною в культурном отношении была Иония, где впервые развился греческий эпос и возникли философия и наука, но со времени персидских войн духовное первенство перешло к европейским грекам вообще и в частности с середины V столетия – к афинянам. Борьба эллинской нации с варварами Востока сопровождалась в этой нации общим подъемом духа, а продолжительный период мира, последовавший за войною, дал грекам возможность тратить мною времени и много материальных средств на художественные цели. Поэзия и искусство ко времени Перикла достигли в Греции небывалой высоты и создали неувядаемые образцы прекрасного, оказавшие громадное влияние на все последующее развитие литературы и таких художеств, как зодчество и ваяние, у всех позднейших образованных народов. За периодом увлечения поэзией и искусством, характеризующим еще эпоху тирании, персидских войн и Перикла, наступил период особого интереса к науке и философии, правда, уже довольно сильного при Перикле, но получившего особое развитие к концу V и началу IV столетия. Успехи, сделанные греками в разных областях знания и мышления, тоже имеют всемирно‑историческое значение, так как вся наука и философия теперешних образованных народов ведет свое начало из тех попыток объяснения природы и познания человека, какие были сделаны греческими исследователями и мыслителями, начиная с VI в. до Р. X.
143. Значение греческой мифологии в истории культурного развития
Для греческой поэзии и искусства народная мифология, т. е. сказания о богах и героях, была неисчерпаемым источником сюжетов и образов, которые и подвергались художественной обработке в произведениях поэтов и ваятелей. Еще до персидских войн завершился процесс развития эпической поэзии на великих поэмах Гомера, получивших национальное значение, а Гесиод в своей «Теогонии» дал систематическое изложение главнейших мифологических верований греков. Лирическая поэзия греков тоже развилась из гимнов богам, явившихся образцами, по которым создались и позднейшие формы для выражения разных чувств и настроений. Но особенно богатый материал мифы о богах и героях доставили для греческой драматической поэзии, охотно делавшей содержанием своих произведений наиболее распространенный сказания и вносившей в них новый смысл, какого они прежде вовсе не имели. Сама греческая драма развилась из богослужебных обрядов. На праздниках Диониса в Аттике выступали хоры почитателей этого бога, изображавших его спутников, сатиров, и потому надевавших на себя козлиные шкуры, откуда пошло название трагедии, т.е. пения козлов. Содержанием песен, певшихся этими хорами, сперва были рассказы о том, как Дионис обошел и победил разные народы, а потом и другие сказания, которые вообще могли производить сколько‑нибудь сильное впечатление на слушателей. Мало-помалу из хора стало выделяться одно лицо для изображения того бога или героя, о котором шла речь в песне хора, впоследствии же число лиц, представлявших в действии то, что пелось хором, стало увеличиваться, и возникла настоящая драма. Величайшими драматическими поэтами Греции были афиняне Эсхил, Софокл и Еврипид. Первый из них сражался при Марафоне, второй мальчиком участвовал в хоре, прославлявшем саламинскую победу, третий только родился в год этой последней битвы. Содержание своих трагедий они заимствовали из самых разнообразных поэтических преданий, выбирая между ними такие, которые могли вызвать в зрителях чувства страха или сострадания. Для представления трагедий начали строить особые здания, театры, бывшие вместе с храмами богов главными произведениями греческой архитектуры. Очень большое также влияние оказала мифология на развитие греческой скульптуры. Подобно другим народам древности греки делали изображения своих богов в виде статуй, но первоначальный греческие изваяния были очень грубы и носили на себе следы восточного влияния. Только с течением времени греки усовершенствовались в искусстве ваяния, а в V в. достигли уже величайших успехов в этой области. По мере того, как в своих богах они все более и более приучались видеть идеалы силы, здоровья, красоты и ума, все больше и больше хотелось им и в своих изображениях богов воплощать именно эти представления о высшем совершенстве, какое только можно вообразить. И в архитектуре, и в скульптуре греческие художники стремились поражать зрителей не чудовищными размерами и формами, как на Востоке, а гармонией и красотою линий. У греков был обычай снимать с себя во время гимнастических упражнений одежду и вступать в состязание нагими, что давало им возможность постоянно наблюдать формы человеческого тела в разных его положениях. Наглядным образом греческие ваятели превосходно изучили анатомию мускулов и пользовались этим знанием для воспроизведения здорового и красивого человеческого тела – из бронзы, мрамора или слоновой кости с золотом. О каждом боге или богине составилось определенное представление, которое и воплощалось в статуях данного божества. Так, например, Зевс изображался величественным мужем, в полном расцвете сил и сознании своей мощи. Аполлон – молодым человеком необычайно строгой красоты, Афродита – прекрасной и грациозной молодой женщиной и т. п. Из мифологических же представлений художники заимствовали и те атрибуты, с которыми они изображали богов (напр., трезубец Посейдона, которым этот бог бороздит поверхность моря, и т. п.)
144. Изменения в отношении к мифологии
С успехами культурного развития отношение образованных греков к своей мифологии не могло оставаться неизменным. В древних мифах было много очень грубых представлений о богах, и часто с ними не могли мириться ни ум, ни нравственное чувство более образованных людей. В то время, как одни старались очистить мифологию от рассказов о недостойных поступках и похождениях богов или облагородить мифы о богах, советуя их понимать не в прямом, а в иносказательном смысле (аллегорически), другие приходили к выводам, совершенно отрицавшим истинность всех этих повествований о богах. Облагораживающее влияние на мифологические представления греков оказывала главным образом драматическая поэзия, разрушительно же действовала на них философия. Все греческие трагедии были проникнуты одною основною мыслью, сущность которой сводилась к вере в зависимость человека от неумолимого рока, соединенной, однако, с верою во внутреннюю мощь человеческого духа. Вся жизнь людей, их поступки и их судьба подчинены всесильному року, и напрасно человек стал бы противиться тому, что ему предназначено роком, но с другой стороны в своей совести он находит силу, помогающую ему переносить превратности судьбы, возвышающую его над ними и даже его освобождающую, если только голос совести говорит ему, что он прав. Благодаря внесению в старые мифы нового и притом высшего нравственного смысла, греческая драма сделалась великою воспитательницею общества.
145. Влияние на литературу со стороны общественной жизни
Первоначально греческая литература черпала свои сюжеты исключительно из старых преданий, но с развитием общественной жизни на литературных произведениях стала отражаться и современность. Два великие события в этом отношении оказывали наиболее сильное влияние на литературу – борьба демократии с аристократией и персидские войны. Лирические поэты воспевали и олимпийских победителей (оды беотийца Пиндара), и любовь (поэтесса Сапфо и Анакреонт) и т. п., но вместе с тем выражали и мысли и чувства разных политических партий. Например, в Мегаре был поэт, по имени Феогнид, который в своих стихах с горечью жаловался на то, что демос всем овладевает. Когда афинская демократии при Эфиальте затронула привилегии ареопага, Эсхил, державшийся консервативного образа мыслей, написал особую трагедию («Эвмениды»), в которой ареопаг выступает, как установление, получившее от самой богини Афины назначение блюсти и охранять страну. Один вид изящной литературы оказался особенно способным сделаться непосредственным отражением общественной жизни. Из культа Диониса произошла не одна строгая и серьезная трагедия, но и веселая, насмешливая комедия, потому что в праздничный обиход входили и шутливые песни. Греческая комедия, развившаяся особенно в Афинах при современнике Еврипида, Аристофане, осмеивала не вообще человеческие слабости и пороки, как у нас, а прямо определенных лиц, например, тех или других политических деятелей и т. п. С другой стороны, борьба с персами, долгое время бывшая главным делом национальной жизни греков, тоже вызвала целый ряд литературных произведений. Вскоре после поражения персами восставших ионян афинский поэт Фриних поставил на сцене трагедию «Падение Милета», которая произвела весьма сильное впечатление на зрителей. Через двенадцать лет после битвы при Саламине Эсхил поставил трагедию под заглавием «Персы», и её содержание также было заимствовано из современных событий. Наконец, борьба греков с персами была изображена в историческом труде Геродота, заслужившего название отца истории. Он прямо поставил своею задачею увековечить в памяти потомства «удивительные дела, совершённые греками и варварами» в эпоху этой великой борьбы. Даже точка зрения у Эсхила и Геродота одна и та же: боги не любят человеческой гордости высокомерия и раньше или позже непременно посылают им кару за их неумеренные стремления и попытки.