Много тяжких бед и грозных опасностей претерпел герой Одиссей, возвращаясь после Троянской войны на родной остров Итаку, где он был царём. Всех спутников потерял он в пути, все погибли они, никого из них не пощадил злой рок. После долгих скитаний оказался Одиссей на острове Огигии[1] у нимфы Калипсо. [Читайте полный текст Песни 1 и всей поэмы «Одиссея», а также краткое описание приключений Одиссея целиком.]

 

Одиссея. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига

 

Семь долгих лет пришлось Одиссею томиться у могучей волшебницы Калипсо. Шел восьмой год. Тосковал Одиссей по Итаке[2] и по своей семье, он молил отпустить его на родину, но не отпускала его нимфа.

Наконец сжалились боги-олимпийцы над Одиссеем. На собрании богов Зевс по просьбе своей дочери, Афины-Паллады, решил вернуть Одиссея на родину, хотя бог моря Посейдон всюду преследовал Одиссея, гневаясь на него за то, что он ослепил циклопа Полифема, сына Посейдона.

Когда боги решили вернуть Одиссея на родину, богиня Афина тотчас спустилась с высокого Олимпа на землю в Итаку и, приняв образ царя тафиев Мента (Ментеса), пошла к дому Одиссея. В доме застала она буйных женихов, сватавшихся за Пенелопу, жену Одиссея. Женихи сидели в пиршественном зале и в ожидании пира, который готовили рабы и слуги, играли в кости.

Первым увидал Афину сын Одиссея, Телемах. Приветливо встретил Телемах мнимого Мента. Он увел его в дом и усадил за отдельный стол в стороне от того стола, за которым сидели женихи. Начался пир. Когда женихи насытились, они призвали певца Фемия, чтобы он развлекал их своим пением.

Во время пения Фемия Телемах наклонился к Менту и стал жаловаться, но так, чтобы не услыхали женихи, на те беды, которые он от них терпит. Горевал Телемах о том, что так долго не возвращается отец его Одиссей. Телемах спросил гостя, кто он. Афина, назвавшись Ментом, сказала, что знала Одиссея, на которого так похож сын его Телемах, и, словно не зная, что происходит в доме Одиссея, спросила Телемаха, не празднует ли он свадьбу, не справляет ли какого-нибудь праздника? Почему так бесчинствуют его гости?

Телемах поведал гостю свое горе. Он рассказал, как буйные женихи принуждают мать его Пенелопу выбрать себе одного из них в мужья, как бесчинствуют они, как расхищают его имущество.

Афина посоветовала Телемаху искать защиты у народа Итаки, созвав его на собрание и пожаловавшись в собрании на женихов. Посоветовала также Афина Телемаху поехать в город Пилос к старцу Нестору и в Спарту к царю Менелаю и узнать у них о судьбе Одиссея.

Дав такой совет Телемаху, покинула его Афина. Она превратилась в птицу и скрылась из глаз. Телемах тогда понял, что беседовал с богом.

В это время из своего покоя спустилась вниз в пиршественный зал Пенелопа. Она услыхала Фемия, певшего песнь о возвращении героев из-под Трои. Пенелопа стала просить Фемия прекратить печальную песнь и спеть другую. Но прервал ее Телемах. Он сказал, что в выборе песни виноват не певец, а бог Зевс, вдохновивший его на пение именно этой песни. Просил Телемах мать вернуться в свой покой и там заниматься делами, приличными ей как женщине и хозяйке: пряжей, тканьем, наблюдением за работой рабынь и за порядком в доме. Он просил мать не вмешиваться в дела, ей не подобающие, и сказал, что в доме своего отца Одиссея он один повелитель.

Выслушав сына, Пенелопа покорно пошла в свой покой и, затворясь в нем, вспоминала Одиссея и горько плакала; наконец, богиня Афина погрузила ее в сладкий сон.

Женихи же, когда ушла Пенелопа, долго спорили, кто из них должен стать ее мужем. Их прервал Телемах. Он сказал, что обратится за помощью к народному собранию, чтобы оно запретило им разорять его дом. Грозил им Телемах гневом богов. Но угрозы его мало подействовали на женихов, они по-прежнему продолжали шуметь, петь и плясать, буйствуя до самой ночи. Только поздней ночью разошлись женихи.

Пошел и Телемах в свою опочивальню, сопровождаемый верной служанкой Одиссея, престарелой Эвриклеей, которая вынянчила его в детстве. Там Телемах лег на свое ложе. Всю ночь не мог сомкнуть очей – он обдумывал совет, данный Афиной-Палладой.

Рано утром на следующий день после явления ему богини Афины, сын Одиссея Телемах повелел глашатаям собрать народное собрание. Быстро собрался народ. Пришел и Телемах в народное собрание, в руках у него было копье, за ним бежали две собаки. Он был так прекрасен, что дивились на него собравшиеся. Расступились перед ним старцы Итаки, и сел он на место своего отца-царя. [Читайте полный текст Песни 2 и всей поэмы «Одиссея», а также краткое описание приключений Одиссея целиком.]

Телемах обратился с просьбой к народу защитить его от бесчинства женихов, грабящих его дом. Он заклинал народ именем Зевса и богини правосудия Фемиды помочь ему.

Закончив гневную речь. Телемах сел на свое место, опустил голову, и слезы полились у него из глаз. Смолкло все народное собрание, но один из женихов, Антиной, дерзко стал отвечать Телемаху. Он упрекал его мать Пенелопу за ту хитрость, к которой прибегала она, чтобы только избежать брака с кем-нибудь из женихов. Ведь она же сказала им, что выберет себе из них мужа, только когда окончит ткать богатый покров. Днем действительно ткала покров Пенелопа, ночью же распускала то, что успевала соткать за день. Грозил Антиной, что не покинут женихи дом Одиссея до тех пор, пока не выберет себе из них Пенелопа мужа. Антиной требовал даже, чтобы Телемах отослал мать свою к ее отцу. Этим хотел он заставить ее выбрать себе мужа.

Отказался Телемах изгнать мать из дома; он призвал бога Зевса в свидетели тех оскорблений и зла, которые терпит от женихов. Услыхал его Зевс-громовержец и послал знамение. Над народным собранием поднялись два высоко парящих орла. Они долетели до середины народного собрания и бросились друг на друга; в кровь разодрали себе груди и шеи и быстро скрылись из глаз удивленного народа.

Птицегадатель Галиферс возвестил собравшимся, что знамение это предвещает скорое возвращение потерявшегося после Троянской войны Одиссея – и горе тогда женихам! Никем не узнанный вернется Одиссей и жестоко покарает тех, кто грабит его дом. Громко стал издеваться один из женихов, Эвримах, над птицегадателем. Он грозил, что они сами убьют Одиссея. Гордо возглашал Эвримах, что не боятся женихи ни Телемаха, ни вещих птиц.

Телемах не стал больше убеждать женихов прекратить бесчинства. Он просил народ дать ему быстроходный корабль, чтобы мог он плыть на нем в мессенский Пилос к царю Нестору, где надеялся узнать что-либо об отце. Поддерживал Телемаха лишь один разумный Ментор, друг Одиссея; он упрекал народ за то, что дозволяет он женихам обижать Телемаха.

Молча сидели граждане. Из среды женихов встал Леокрит. Издеваясь над Телемахом, он тоже грозил гибелью Одиссею, если тот, вернувшись, попытается выгнать из своего дома женихов. Леокрит был столь дерзок, что даже самовольно распустил народное собрание.

В глубоком горе ушел Телемах на берег моря, и там обратился он с мольбой к Афине-Палладе. Явилась ему богиня, приняв образ Ментора. Афина посоветовала ему оставить в покое женихов, так как они в своем ослеплении сами готовят себе гибель, которая уже близка. Обещала богиня добыть корабль Телемаху и сопровождать его на пути в Пилос. Богиня повелела ему идти домой и приготовить все необходимое для далекого пути.

Повиновался ей Телемах. Дома застал он женихов. Они собрались начать пир. Антиной насмешками встретил Телемаха и, взяв его за руку, звал принять участие в пире. Но Телемах гневно вырвал свою руку и ушел, грозя женихам гневом богов.

Телемах позвал верную служанку Эвриклею и пошел в обширную кладовую Одиссея, чтобы взять там все нужное для путешествия. Одной лишь Эвриклее сказал Телемах о своем решении ехать в Пилос и просил ее во время его отсутствия заботиться о матери. Служанка молила Телемаха не покидать Итаку, – она боялась, что погибнет сын Одиссея. Но Телемах был непреклонен.

Афина-Паллада между тем, приняв образ Телемаха, обошла весь город, собрала двадцать юных гребцов и зашла к Ноемону просить корабль. Охотно дал свой прекрасный корабль Ноемон. Теперь все было готово к отъезду.

Афина, невидимая, пошла в зал, где пировали женихи, и погрузила их всех в глубокий сон. Затем, снова приняв образ Ментора, она вывела из дворца Телемаха и пошла с ним на берег моря к кораблю. Спутники Телемаха быстро перенесли на судно припасы, приготовленные Эвриклеей. Телемах взошел на палубу с мнимым Ментором. Афина послала попутный ветер, и быстро понесся корабль в открытое море.

 

Для перехода к краткому содержанию следующей песни «Одиссеи» пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи. 

 



[1] Греки считали, что Огигия лежала где-то на западе, на самой середине моря.

[2] Один из островов у западного берега Греции, в Ионическом море.