Содержание:

Происхождение мифов Древней Греции о героях

Прометей

Девкалион и Пирра

Мифы о героях Арголиды - Ио и Данаиды

Герои Древней Греции - Персей

Героические мифы Коринфа - Сизиф и Беллерофонт

Кадм

Зет и Амфион

Миф об Эдипе

Мифы о героях Крита

Миф о Пелопсе

Атрей и Атриды

Мифы о подвигах Геракла

Тесей и Афины

Мелеагр и охота на Калидонского вепря

Ясон, аргонавты и золотое руно

Поход Семерых против Фив

Троянская война - краткий пересказ

Происхождение мифов Древней Греции о героях

Мифы Древней Греции о героях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Воспоминания о людях, совершивших гражданские подвиги, будучи полководцами или правителями народа, рассказы об их подвигах заставляют древнегреческий народ смотреть на этих своих предков как на людей, избранных богами и даже родственных богам. В воображении народа такие люди оказываются детьми богов, вступивших в брак со смертными.

Многие знатные греческие семьи возводили свой род к божественным прародителям, которые у древних назывались героями. Древнегреческие герои и их потомки считались посредниками между народом и его богами (первоначально «герой» – умерший, который может помочь или навредить живым).

В долитературный период Древней Греции повествования о подвигах, страданиях, странствованиях героев составляли устную традицию истории народа.

В соответствии со своим божественным происхождением герои мифов Древней Греции обладали силой, мужеством, красотой, мудростью. Но в отличие от богов герои были смертными, за исключением немногих, возвысившихся до уровня божеств (Геракл, Кастор, Полидевк и др.).

В древнейшие времена Греции считалось, что загробная жизнь героев ничем не отличается от загробной жизни простых смертных. Только немногие любимцы богов переселяются на острова блаженных. Позже греческие мифы стали говорить, что все герои наслаждаются благами «золотого века» под покровительством Кроноса и что дух их незримо присутствует на земле, защищая людей, отвращая от них бедствия. Эти представления вызвали к жизни культ героев. Появились жертвенники и даже храмы героев; объектом культа стали их гробницы.

Среди героев мифов Древней Греции встречаются имена богов крито-микенской эпохи, вытесненных олимпийской религией (Агамемнон, Елена и др.).

 

Древняя Греция. Герои мифов и легенд. Видеофильм

 

Прометей

Историю героев, т. е. мифическую историю Древней Греции, можно начинать со времени создания людей. Родоначальником их явился сын Япета, титан Прометей, сделавший людей из глины. Эти первые люди были грубы и дики, у них не было огня, без которого невозможны ремесла, нельзя приготовить пищу. Бог Зевс не хотел дать людям огонь, так как предвидел, к какой заносчивости и нечестию приведет их просвещение и господство над природой. Прометей же, любя свои создания, не хотел оставить их в полной зависимости от богов. Похитив искру от молнии Зевса, Прометей, согласно мифам Древней Греции, передал огонь людям и за это был прикован по приказу Зевса к Кавказской скале, на которой пробыл несколько веков, причем ежедневно орел выклевывал его печень, выраставшую ночью заново. Герой Геракл, с согласия Зевса, убил орла и освободил Прометея. Хотя греки чтили Прометея как создателя людей и их помощника, Гесиод, первым донесший до нас миф о Прометее, оправдывает действия Зевса, потому что он уверен в постепенной нравственной деградации людей.

Прометей

Прометей. Картина Г. Моро, 1868

 

Излагая мифическую традицию Древней Греции, Гесиод рассказывает, что со временем люди становились все заносчивее, все меньше и меньше почитали богов. Тогда Зевс решил послать им испытания, которые заставили бы их вспомнить о богах. По повелению Зевса бог Гефест создал из глины женскую статую необычайной красоты и оживил ее. Каждый из богов дал этой женщине какой-нибудь дар, увеличивающий ее привлекательность. Афродита наделила ее обаянием, Афина – мастерством рукоделия, Гермес – лукавством и вкрадчивой речью. Пандорой («всеми одаренной») назвали боги женщину и отправили ее на землю к Эпиметею, брату Прометея. Как ни предостерегал Прометей брата, Эпиметей, прельстившись красотой Пандоры, женился на ней. Пандора принесла в дом Эпиметея в качестве приданого большой закрытый сосуд, подаренный ей богами, но ей запрещено было в него заглядывать. Однажды, терзаемая любопытством, Пандора открыла сосуд, и оттуда вылетели все болезни и бедствия, которые терпит человечество. Испуганная Пандора захлопнула крышку сосуда: в нем осталась только надежда, которая могла бы служить людям утешением в бедствиях.

 

Девкалион и Пирра

Шло время, человечество училось преодолевать враждебные силы природы, но вместе с тем оно, по греческим мифам, все больше отворачивалось от богов, становилось все более самонадеянным и нечестивым. Тогда Зевс послал на землю потоп, после которого остались в живых лишь сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, дочь Эпиметея.

Мифическим родоначальником греческих племен стал сын Девкалиона и Пирры, герой Эллин, которого иногда называют сыном Зевса (по его имени древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой). Его сыновья Эол и Дор сделались прародителями греческих племен – эолийцев (населявших остров Лесбос и примыкающее к нему побережье Малой Азии) и дорийцев (острова Крит, Родос и юго-восточная часть Пелопоннеса). Внуки Эллина (от третьего сына, Ксуфа) Ион и Ахей стали прародителями ионян и ахейцев, населявших восточную часть материковой Греции, Аттику, центральную часть Пелопоннеса, юго-западную часть побережья Малой Азии и часть островов Эгейского моря.

Кроме общегреческих мифов о героях существовали местные, складывавшиеся в таких областях и городах Греции, как Арголида, Коринф, Беотия, Крит, Элида, Аттика и др.

 

Мифы о героях Арголиды – Ио и Данаиды

Родоначальником мифических героев Арголиды (страны, расположенной на полуострове Пелопоннес) являлся речной бог Инах, отец Ио, возлюбленной Зевса, о которой говорилось выше, в рассказе о Гермесе. После того как Гермес освободил ее от Аргуса, Ио скиталась по всей Греции, спасаясь от насланного богиней Герой овода, и только в Египте (в эпоху эллинизма Ио отождествлялась с египетской богиней Исидой) вновь обрела человеческий облик и родила сына Эпафа, к потомству которого принадлежат братья Египт и Данай, владевшие африканскими землями Египтом и находящейся к западу от Египта Ливией.

Но Данай покинул свои владения и вернулся в Арголиду со своими 50 дочерьми, которых он хотел избавить от брачных притязаний 50 сыновей своего брата Египта. Данай стал царем Арголиды. Когда же сыновья Египта, прибыв в его страну, силой заставили его отдать им в жены Данаид, Данай вручил своим дочерям по ножу, приказав им в первую брачную ночь убить своих мужей, что они и сделали. Ослушалась отца только одна из Данаид, Гипермнестра, полюбившая своего мужа Линкея. Все Данаиды вторично вышли замуж, и от этих браков явились поколения многих героических родов.

 

Герои Древней Греции – Персей

Подробнее см. в отдельной статье: Миф о Персее – краткое содержание

Что касается Линкея и Гипермнестры, то произошедшее от них потомство героев было особенно знаменито в мифах Древней Греции. Их внуку, Акрисию, было предсказано, что его дочь Даная родит сына, который погубит своего деда, Акрисия. Поэтому отец запер Данаю в подземном гроте, но Зевс, полюбивший ее, проник в подземелье в виде золотого дождя, и Даная родила сына, героя Персея.

Узнав о рождении внука, Акрисий, согласно мифу, повелел посадить Данаю с Персеем в деревянный ящик и бросить его в море. Однако Данае с сыном удалось спастись. Волны пригнали ящик к острову Серифу. В то время на берегу ловил рыбу рыбак Диктис. Ящик запутался в его сетях. Диктис вытащил его на берег, открыл его и отвел женщину и мальчика к своему брату, царю Серифа, Полидекту. Персей вырос при дворе царя, стал сильным и стройным юношей. Этот герой древнегреческих мифов прославился многими подвигами: обезглавил Медузу, одну из Горгон, обращавших всех, смотревших на них, в камень. Персей освободил прикованную к утесу на растерзание морскому чудовищу Андромеду, дочь Кефея и Кассиопеи, и сделал ее своей супругой.

Персей спасает Андромеду

Персей спасает Андромеду от морского чудовища. Древнегреческая амфора

Автор фото - Montrealais

 

Уже вернувшись на родину, в Аргос, Персей нечаянно, при метании диска, убил своего деда Акрисия, подтвердив таким образом пророчество.

Из потомков героя Персея в греческих мифах особенно известен Амфитрион, женившийся на Алкмене. От связи Алкмены с Зевсом родился Геракл, о котором будет рассказано позже.

 

Героические мифы Коринфа – Сизиф и Беллерофонт

Из героев Коринфа в мифах наиболее известны Сизиф и его внук Беллерофонт. Сизиф был наказан вечными муками в Тартаре за то, что рассказал Асопу о тайной связи Зевса с его женой Эгиной. В мифах указываются и другие причины наказания Сизифа.

Герой Сизиф

Наказание Сизифа. Картина Тициана, 1547-1548

 

Герой Беллерофонт с помощью крылатого коня Пегаса убил чудовище Химеру и совершил другие подвиги, но, возгордившись своими успехами, дерзнул взлететь на Пегасе на небо, к богам, за что был низвергнут Зевсом на землю.

Беллерофонт и Пегас

Герой Беллерофонт и Пегас. Рельеф Ю. Трошеля, 1840-1850

Автор фото - Rufus46

 

Кадм

Фивы, главный город области Беотии – родина многочисленных и интересных преданий. По одному из мифов Древней Греции Фивы были основаны героем Кадмом, сыном финикийского царя Агенора.

Когда герой Кадм жил еще на своей родине, в Финикии, его сестру Европу похитил Зевс, принявший вид белоснежного быка. Прельстившись красотой и кротостью быка, Европа села ему на спину, и он умчал ее в море, переплыв которое, высадил свою возлюбленную на острове Крит. Исполняя приказание отца, Кадм отправился на поиски сестры, но нигде не мог найти ее. Обратившись за помощью к дельфийскому оракулу, Кадм узнал, что он должен прекратить поиски и следовать за коровой, которую он встретит на уединенной поляне. Там, где корова остановится, ему надлежит основать город. Этим городом стали Фивы; название же области (Беотия), как некоторые предполагают, означает «страна коров». Прежде чем приступить к постройке города, герой Кадм хотел принести жертву богам и послал своих спутников к источнику за водой для омовения. Так как они долго не возвращались, Кадм отправился на поиски и нашел в роще их растерзанные драконом тела. Вступив в битву с чудовищем, Кадм убил его, и, следуя указанию богини Афины, засеял землю его зубами. Вскоре из земли на месте посева вышли вооруженные мужи и сразу же начали сражаться. Уцелело только пятеро воинов. Они стали верными помощниками Кадму. С их помощью он построил фиванскую крепость Кадмею. Их называли спартами или земнородными. В мифах Древней Греции о героях они считались подлинными фиванскими аборигенами, и знатные фиванские семьи охотно возводили к ним свой род.

Герой Кадм

Герой Кадм убивает дракона. Картина Х. Гольциуса. Конец XVI или начало XVII века

 

Боги дали герою Кадму в супруги Гармонию, дочь Ареса и Афродиты. Но дракон, убитый Кадмом, был сыном Ареса, и потому семью Кадма в мифах постигают великие бедствия. У Кадма и Гармонии родились четыре дочери и сын Полидор. У первой дочери, Автонои, был сын Актеон, которого растерзали собственные собаки; вторая дочь Кадма, Ино, подверглась преследованию своего мужа, на которого богиня Гера наслала безумие за то, что они с женой воспитывали Диониса, и, ища спасения, бросилась в море, где превратилась в одно из морских божеств. Третья дочь Кадма, Семела, стала в древнегреческих мифах матерью бога Диониса и погибла от козней Геры; четвертая дочь Кадма, Агава, вышла замуж за земнородного Эхиона и родила Пенфея, которому впоследствии довелось править в Фивах. О трагической судьбе Пенфея повествует трагедия Еврипида «Вакханки».

Сломленный бедствиями, постигшими его семью, герой Кадм вместе с Гармонией покинул Фивы и переселился в Иллирию. В глубокой старости оба они были превращены в драконов, но после смерти Зевс поселил их в Елисейских полях.

 

Зет и Амфион

Близнецы-герои Зет и Амфион были, по мифам Древней Греции, рождены Антиопой, дочерью одного из последующих фиванских царей, возлюбленной Зевса. Они были воспитаны пастухами и ничего не знали о своем происхождении. Антиопа же, спасаясь от гнева отца, бежала в Сикион. Лишь после смерти отца Антиопа, наконец, вернулась на родину к своему брату Лику, ставшему фиванским царем. Но ревнивая жена Лика Дирка обратила ее в свою рабыню и так жестоко обращалась с ней, что Антиопа снова бежала из дома, на гору Киферон, где жили ее сыновья. Зет и Амфион приютили ее, не зная, что Антиопа их мать. Она тоже не узнала своих сыновей.

На празднике Диониса Антиопа и Дирка снова встретились, и Дирка решила предать Антиопу ужасной казни как свою беглую рабыню. Она приказала Зету и Амфиону привязать Антиопу к рогам дикого быка, чтобы он растерзал ее. Но, узнав от старого пастуха, что Аитиопа их мать, и услышав о перенесенных ею издевательствах со стороны царицы, близнецы-герои сделали с Диркой то, что она хотела сделать с Антиопой. После смерти Дирка превратилась в источник, названный ее именем.

Римский поэт Овидий рассказывает этот древнегреческий миф несколько по-иному. Герои Зет и Амфион отомстили за мать также и Лику: они убили его и завладели властью над Фивами. Став царями Фив, братья решили укрепить свой город. Лишь высокая Кадмея, крепость Фив, построенная Кадмом, была защищена стенами, весь же остальной город был беззащитен. Зет и Амфион построили стены вокруг нижней части города. Под звуки кифары, которую подарил Амфиону бог Гермес, камни сами передвигались и складывались в стену.

После смерти мифические герои Зет и Амфион стали объектами культа как покровители Фив.

 

Миф об Эдипе

Подробнее - см. в отдельной статье Миф об Эдипе - краткое содержание

Лай, сын Лабдака (внука Кадма), женившись на Иокасте, получил, согласно древнегреческим мифам, страшное пророчество: его сыну предназначено было убить своего отца и жениться на матери. Стремясь избавить себя от столь ужасной судьбы, Лай приказал рабу отнести родившегося мальчика на лесистый склон Киферона и оставить там на съедение диким зверям. Но раб пожалел младенца и отдал его коринфскому пастуху, который отнес его бездетному царю Коринфа Полибу, где мальчик, названный Эдипом, вырос, считая себя сыном Полиба и Меропы. Став юношей, он узнал от оракула о предназначенной ему страшной судьбе и, не желая совершить двойное преступление, покинул Коринф и отправился в Фивы. По дороге герой Эдип повстречался с Лаем, но не узнал в нем своего отца. Поссорившись с его приближенными, он всех перебил. В числе убитых был и Лай. Таким образом, первая часть пророчества сбылась.

Подойдя к Фивам, продолжает миф об Эдипе, герой повстречался с чудовищем Сфинксом (полуженщинои-полульвом), которое всем, проходящим мимо него, задавало загадку. Человек, не сумевший разгадать загадку Сфинкса, тут же погибал. Эдип разгадал загадку, и Сфинкс сам бросился в пропасть. Фиванские граждане, благодарные Эдипу за избавление от Сфинкса, женили его на вдовой царице Иокасте, и, таким образом, свершилась вторая часть оракула: Эдип сделался царем Фив и мужем своей матери.

Эдип и сфинкс

Эдип и сфинкс

 

О том, как Эдип узнал о случившемся и что за этим последовало, рассказывается в трагедии Софокла «Царь Эдип».

 

Мифы о героях Крита

На Крите от союза Зевса с Европой родился герой Минос, прославившийся мудрым законодательством и правосудием, за что после смерти он стал наряду с Эаком и Радамантом (своим братом) одним из судей в царстве Аида.

Царь-герой Минос был, по мифам Древней Греции, женат на Пасифае, которая наряду с другими детьми (в том числе Федрой и Ариадной) родила, влюбившись в быка, страшное чудовище Минотавра (миносова быка), пожиравшего людей. Чтобы отделить Минотавра от людей, Минос заказал афинскому зодчему Дедалу построить Лабиринт – здание, в котором были бы такие запутанные ходы, что ни Минотавр, ни кто-либо другой, попавший в него, не мог бы оттуда выйти. Лабиринт был построен, и Минотавра поместили в это здание вместе с зодчим – героем Дедалом и его сыном Икаром. Дедал был наказан за то, что помог убийце Минотавра, Тесею бежать с Крита. Но Дедал сделал себе и сыну крылья из перьев, скрепленных воском, и оба улетели из Лабиринта. По дороге в Сицилию Икар погиб: несмотря на предостережения отца, он подлетел слишком близко к солнцу. Воск, которым были скреплены крылья Икара, растаял, и мальчик упал в море.

 

Миф о Пелопсе

В мифах древнегреческой области Элиды (на полуострове Пелопоннес) почитался герой Пелопс, сын Тантала. Тантал навлек на себя кару богов страшным злодеянием. Он задумал испытать всеведение богов и приготовил им ужасную трапезу. Согласно мифам, Тантал убил своего сына Пелопса и его мясо под видом изысканного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, и никто не коснулся ужасного блюда. Боги оживили мальчика. Он предстал перед богами еще прекраснее, чем был раньше. А Тантала боги низвергли в царство Аида, где он терпит страшые муки. Когда герой Пелопс стал царем Элиды, южную Грецию назвали в его честь Пелопоннесом. По мифам Древней Греции, Пелопс женился на Гипподамии, дочери местного царя Эномая, победив ее отца в состязании на колеснице с помощью Миртила, возницы Эномая, не закрепившего чеку на колеснице своего господина. Во время состязания колесница сломалась, и Эномай погиб. Чтобы не отдать Миртилу обещанной половины царства, Пелопс сбросил его со скалы в море.

Пелопс

Пелопс увозит Гипподамию

 

Атрей и Атриды

Перед смертью Миртил проклял дом Пелопса. Это проклятие принесло много бед роду Тантала, и в первую очередь сыновьям Пелопса, Атрею и Фиесту. Атрей сделался родоначальником новой династии царей в Аргосе и Микенах. Сыновья его Агамемнон и Менелай («Атриды», т. е. дети Атрея) стали героями Троянской войны. Фиест был изгнан братом из Микен за то, что тот обольстил его жену. Чтобы отомстить Атрею, Фиест хитростью заставил его убить собственного сына Плейсфена. Но Атрей превзошел Фиеста в злодействе. Притворившись, что не помнит зла, Атрей пригласил к себе брата вместе с тремя сыновьями, убил мальчиков и их мясом угостил Фиеста. После того как Фиест насытился, Атрей показал ему головы детей. Фиест в ужасе бежал из дома брата; впоследствии сын Фиеста Эгисф во время жертвоприношения, мстя за братьев, убил своего дядю.

После смерти Атрея аргосским царем стал его сын Агамемнон. Менелай же, вступив в брак с Еленой, получил во владение Спарту.

 

Мифы о подвигах Геракла

Геракл (в Риме – Геркулес) – в мифах Древней Греции один из любимейших героев.

Родителями героя Геракла были Зевс и Алкмена, супруга царя Амфитриона. Амфитрион же – внук Персея и сын Алкея, поэтому Геракла называют Алкидом.

По древнегреческим мифам, Зевс, предвидя рождение Геракла, поклялся, что тот, кто родится в назначенный им день, будет владеть окрестными народами. Узнав об этом и о связи Зевса с Алкменой, жена Зевса Гера задержала роды Алкмены и ускорила рождение Еврисфея, сына Сфенела. Тогда Зевс решил дать своему сыну бессмертие. По его повелению Гермес принес Гере младенца Геракла, не сказав ей, кто это. Восхищенная красотой ребенка, Гера поднесла его к груди, но, узнав, кого она кормит, богиня оторвала его от груди и отбросила в сторону. Брызнувшее из ее груди молоко образовало на небе Млечный Путь, а будущий герой обрел бессмертие: нескольких капель божественного напитка было для этого достаточно.

Мифы Древней Греции о героях повествуют, что Гера преследовала Геракла всю жизнь, начиная с младенческого возраста. Когда он с братом Ификлом, сыном Амфитриона, лежал в колыбели, Гера наслала на него двух змей: Ификл заплакал, а Геракл с улыбкой схватил их за шеи и сдавил с такой силой, что задушил.

Амфитрион, зная, что он воспитывает сына Зевса, пригласил к Гераклу наставников, чтобы они учили его воинскому делу и благородным искусствам. Горячность, с которой герой Геракл отдавался занятиям, привела к тому, что он убил своего учителя ударом кифары. Из боязни, как бы Геракл не сделал еще чего-то подобного, Амфитрион отослал его на Киферон пасти стада. Там Геракл убил киферонского льва, уничтожавшего стада царя Теспия. Шкуру льва главный герой древнегреческих мифов носил с тех пор в качестве одежды, а головой его пользовался как шлемом.

Узнав от оракула Аполлона, что ему суждено двенадцать лет служить Еврисфею, Геракл пришел в Тиринф, которым правил Еврисфей, и, следуя его приказам, совершил 12 подвигов.

Вот подвиги Геракла, описанные в мифах Древней Греции о героях:

Первый подвиг – герой задушил немейского льва, производившего опустошения в Арголиде, не боявшегося ни стрел, ни копий;

Второй подвиг – герой убил лернейскую гидру – чудовище с телом змеи и 9 головами дракона, завлекавшее в болота близ Лерны людей и животных; в желчи гидры Геракл омочил свои стрелы, сделав их смертельными;

Лернейская гидра

Бой Геракла с лернейской гидрой. Аттическая амфора второй половины VI в. до Р. Х.

 

Третий подвиг – получив приказание прогнать Стимфалид, хищных птиц с медными клювами и когтями, убивших множество людей и животных, Геракл вспугнул их звуками тимпанов и, когда они поднялись в воздух, перестрелял их;

Четвертый подвиг – герой принес Еврисфею керинейскую лань с золотыми рогами и медными ногами, посвященную Артемиде. Быстрее ветра бегала эта лань, Геракл довел ее до изнеможения неутомимым преследованием и принес живой в Микены;

Пятый подвиг – Геракл принес на плечах царю эриманфского кабана, наводившего ужас на всю Фессалию; по пути древнегреческому герою пришлось выдержать битву с кентаврами (лесные или горные демоны, полулюди, полукони), в которой погибли дружественные ему кентавры Хирон и Фол;

Шестой подвиг – перегородив плотиной реку Алфей, герой пустил ее воды в скотный двор царя Авгия и так промыл стойла, не очищавшиеся 30 лет;

Седьмой подвиг – Геракл укротил свирепого быка, опустошавшего пастбища на Крите;

Восьмой подвиг – герой пригнал к Еврисфею коней фракийского царя Диомеда, который кормил их человеческим мясом, а самого Диомеда убил;

Девятый подвиг – получив приказание добыть пояс Ипполиты, царицы амазонок, Геракл отправился в Скифию, сразился с амазонками, победил их, снял пояс с Ипполиты и поднес его дочери Еврисфея; по другой версии мифа Ипполита сама отдала ему свой пояс;

Десятый подвиг – ударами своей знаменитой палицы главный герой мифов Древней Греции убил трехтелого исполина Гериона и его двуглавого пса Орфа и привел в Микены многочисленные стада Гериона;

Одиннадцатый подвиг – проникнув в царство Аида, Геракл с помощью Тесея скрутил пса Цербера, многоглавого и многоголосого стража преисподней (по позднейшему представлению трехглавого), со змеями на шее и на хвосте. Герой привел его на землю, а затем, по приказу Еврисфея, отвел пса на прежнее место;

Двенадцатый подвиг – герой разыскал находившиеся на краю океана сады Гесперид, где росли золотые яблоки, убил сторожившего их дракона и принес Еврисфею несколько золотых яблок.

Кроме этих 12 подвигов герой Геракл совершил много других, но уже не по приказу Еврисфея. Самый главный из них – победа над Антеем, относится ко времени совершения Гераклом 10-го подвига. Сын бога Посейдона и Геи-Земли Антей жил в Кирене (в Африке). Он бросался в битву со всеми иноземцами и всех одолевал, так как, касаясь земли, черпал из нее все новые силы. Поняв, в чем сила Антея, Геракл, согласно мифам Древней Греции, оторвал его от земли и задушил.

Еще до службы у Еврисфея Геракл был ввергнут в безумие богиней Герой и в приступе помешательства бросил в огонь своих детей (в трагедиях Еврипида и Сенеки он убил их и свою жену Мегару).

После совершения 12 подвигов Геракл, по мифам Древней Греции, снова впал в безумие, неистовствовал в дельфийском храме Аполлона и убил в безумии своего друга Ифита, за что должен был в течение трех лет служить лидийской царице Омфале. К этому времени относится его участие в походе аргонавтов и в охоте на калидонского вепря.

Еще до службы у Омфалы Геракл в другой раз женился на Деянире, дочери калидонского царя. Однажды, отправившисьПерсей спасает Андромеду в поход на своего врага Еврита, он взял в плен дочь Еврита Иолу и с ней возвращался домой, в Трахин, где оставалась Деянира с детьми. Узнав о взятой им в плен Иоле, Деянира решила, что Геракл изменил ей и послала ему плащ, пропитанный, как она думала, приворотным зельем. В действительности это был яд, подаренный Деянире под видом любовного зелья кентавром Нессом, которого когда-то убил Геракл. Надев отравленную одежду, Геракл почувствовал невыносимую боль. Поняв, что это смерть, Геракл приказал перенести себя на гору Эту и соорудить костер. Свои стрелы, разящие насмерть, он передал своему другу Филоктету, а сам взошел на костер и, охваченный огнем, вознесся на небо. Деянира же, узнав о своей ошибке и о смерти мужа, покончила с собой. Этот древнегреческий миф положен в основу трагедии Софокла «Трахинянки».

После смерти, когда Гера примирилась с ним, Геракл в древнегреческих мифах приобщился к сонму богов, став супругом вечно юной Гебы.

Главный герой мифов, Геракл почитался в Древней Греции повсеместно, но более всего в Аргосе и в Фивах.

 

Тесей и Афины

Подробнее - см. в статьях Миф о Тесее, Тесей и Минотавр

В Афинах же более всех других древнегреческих героев почитали Тесея. Отец Тесея, афинский царь Эгей, был потомком Эрехтея, имевшего общий храм с Афиной. Мать Тесея Этра была внучкой Пелопса, дочерью трезенского царя Питфея. Тесей воспитывался в Трезене, у своего деда. Еще до рождения Тесея Эгей уехал из Трезена, спрятав под большим камнем свой меч и сандалии. Он сказал Этре, что если сын, возмужав, сможет отвалить камень, то пусть возьмет спрятанное и направляется к нему.

По пути в Афины, куда он отправился по указанию матери, герой Тесей совершил, согласно мифам, много подвигов, подобных подвигам Геракла: он укрощал диких зверей, побеждал жестоких разбойников. У Элевсина Тесей убил Прокруста (Дамаста), который заманивал в свой дом гостей и, укладывая их в постель, отрубал часть ног, если гость оказывался длиннее постели; если же кто-нибудь оказывался короче, он вытягивал ему ноги (отсюда выражение «прокрустово ложе»). Тесей не остался жить в Афинах. Герой решил освободить Аттику от дикого быка, который опустошал окрестности Марафона. Тесей укротил быка, привел его в Афины и принес в жертву богу Аполлону.

По прибытии в Афины герой узнал, что каждые восемь лет город посылает в дань критскому царю Миносу семь юношей и семь девушек, которых отдавали на съедение Минотавру, чудовищу с туловищем человека и головой быка, живущему на острове Крит в Лабиринте. Тесей добился, чтобы его включили в число жертв: герой был уверен, что убьет Минотавра. Согласно мифу, на Крите дочь Миноса Ариадна, воспылавшая любовью к Тесею, дала ему острый меч и клубок ниток, чтобы он после битвы с Минотавром нашел выход из Лабиринта. Укрепив при входе один конец нити, Тесей отправился в извилины Лабиринта, нашел Минотавра, убил его и по нити выбрался из дворца. Таким образом, герой Тесей освободил Афины от постыдной дани.

Тесей убивает Минотавра

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

 

По мифам Древней Греции, Ариадна не пожелала расстаться с Тесеем и отправилась вместе с ним в Аттику, но он не хотел привозить на родину иноземную жену и оставил Ариадну на острове Наксос, где ее нашел бог Дионис, сделавший Ариадну своей жрицей и супругой. По другой версии мифа Ариадна умерла на Наксосе от родов; существуют и другие рассказы о судьбе Ариадны.

В Афинах с нетерпением ждали возвращения Тесея. Корабль отправился на Крит под траурными черными парусами, и Тесей обещал сменить их на белые, если поход окажется удачным. Но в радости от победы над Минотавром герой забыл поменять паруса, и, когда корабль приблизился к берегу Аттики, Эгей, увидев черные паруса, в отчаянии бросился в море, которое с тех пор называется Эгейским.

В мифах Древней Греции  о героях Тесей считается другом Геракла, он сопровождал его в походе на амазонок. Другого своего друга, героя Пирифоя, влюбленного в Персефону, Тесей сопровождал в царство Аида, где Пирифой, задумавший похитить Персефону, остался навсегда, а Тесей был освобожден Гераклом.

Тесей долго и мудро царствовал в Афинах. Первой женой этого древнегреческого героя была амазонка Ипполита (по другим мифам Антиопа), второй – Федра, известная преступной любовью к своему пасынку (см. трагедии Еврипида «Ипполит» и Сенеки «Федра»).

В древних Афинах герою Тесею был посвящен храм и ежегодный праздник. Считалось, что Афины были возвеличены им так, что сделались первостепенным городом, а разрозненные греческие общины соединены в одну могучую страну – Аттику.

 

Мелеагр и охота на Калидонского вепря

Миф об охоте на Калидонского вепря относят к общегреческим, потому что в этой охоте приняли участие герои из Афин, Спарты, Мессении, Феры, Аркадии и Фессалии. Но во главе охоты стоял герой Мелеагр, сын калидонского царя.

Когда Мелеагр родился, Мойры предсказали, что он будет жить, пока не сгорит головня, которая в это время находилась в очаге. Тотчас же мать Мелеагра Алфея выхватила головню из огня, погасила и спрятала.

В мифах Древней Греции герой Мелеагр совершил много подвигов, участвовал он и в походе аргонавтов. Когда свирепый вепрь, которого никто не мог ни убить, ни изгнать, начал опустошать Калидонские поля, Мелеагр созвал героев на общую охоту, назначив голову и шкуру зверя в качестве награды победителю.

Особенно отличилась в этой охоте героиня-аркадянка Аталанта. Она первая ранила вепря, и потому Мелеагр, убивший его, присудил награду полюбившейся ему охотнице. Но дядя Мелеагра Плексипп отнял у Аталанты шкуру, и Мелеагр в гневе убил Плексиппа и его брата. Мстя за смерть своих братьев, Алфея бросила в огонь спрятанную ею головню, и Мелеагр умер. Алфея же, опомнившись, в отчаянии покончила с собой.

 

Ясон, аргонавты и золотое руно

К общегреческим мифам о героях относится и предание о походе аргонавтов (буквально – «мореходов на корабле Арго»).

Героем этого сказания Древней Греции является сын фессалийского царя Эсона Ясон. По версии мифа, изложенной Аполлодором, младший брат его отца Пелий отнял у Эсона власть и жестоко преследовал его родственников; Ясона спасли друзья отца; он воспитывался у кентавра Хирона. Однажды герой Ясон в числе других был приглашен Пелием в Иолк (город в Фессалии) на праздник Посейдона. Ясон явился в город в одной сандалии, так как другую потерял при переходе через реку. Увидев гостя, Пелий вспомнил, что по предсказанию он потеряет власть из-за человека в одной сандалии. Он тотчас подошел к Ясону и спросил: «Как бы ты, имея власть, поступил с человеком, который по предсказанию должен быть твоим убийцей?» «Я бы приказал ему принести золотое руно»,– ответил Ясон, и Пелий тотчас приказал герою отправиться в Колхиду за золотым руном.

Золотое руно – шерсть златорунного барана – находилось, согласно мифам Древней Греции, в роще Ареса в Колхиде (в прибрежном районе нынешней Грузии), куда направились из Беотии Фрикс и Гелла, спасаясь от преследования мачехи. Брат и сестра летели на золоторунном баране, которого прислала из подземного царства их мать. Фрикс благополучно добрался до Колхиды, а Гелла упала в воду Дарданелльского пролива, за что древние называли его Геллеспонтом («морем Геллы»). Принеся в жертву Зевсу своего барана, Фрикс повесил его шкуру в роще Ареса.

Герой Ясон призвал на помощь Арга, сына Фрикса, и тот построил для плавания за золотым руном под руководством богини Афины огромный по тем временам пятидесятивесельный корабль, названный в честь строителя «Арго».

Сбор аргонавтов

Сбор аргонавтов. Аттический кратер середины V в. до Р. Х.

 

Мифы Древней Греции о героях живописуют многочисленные приключения аргонавтов по пути в Колхиду за золотым руном. Одно из самых значительных среди них – встреча во Фракии со слепым прорицателем Финеем, жестоко наказанным богами за то, что он злоупотреблял даром прорицания, полученным от Аполлона, и открывал людям тайны Зевса. Он вечно страдал от голода, так как насланные на него Гарпии, полудевы-полуптицы, пожирали его пищу или покрывали ее нечистотами. Аргонавты прогнали Гарпий, и за это Финей научил героев, как безопасно проплыть между Симплегадскими скалами, которые смыкались всякий раз, когда судно проплывало или птица пролетала между ними. По предсказанию, Симплегады должны были стать неподвижными, если между ними проплывет корабль. Аргонавты пустили впереди себя дикого голубя, скалы сомкнулись, успев отсечь только кончик хвоста голубя. Подождав, когда скалы разойдутся вновь, аргонавты, поддерживаемые богиней Герой, быстро проплыли между ними, так что пострадала только часть кормы корабля, и Симплегады навеки остались сомкнуты.

В Колхиде в то время царствовал обладатель золотого руна Эет, сын Гелиоса. Его дочь, героиня Медея, полюбила Ясона. Мифы Древней Греции описывают, как Медея помогла Ясону добыть золотое руно выполнить трудные задания Эета: запрячь огнедышащих медноногих быков с железными копытами, распахать поле, посвященное Аресу, железным плугом; засеять поле зубами дракона, из которых выросли воины в полном вооружении, перебить этих воинов. После этого, усыпив волшебным зельем дракона, охранявшего золотое руно, Медея похитила руно и вместе с Ясоном на корабле Арго покинула берег Колхиды.

Эет бросился догонять корабль, но Медея, по рассказу мифа, убила своего брата, находившегося вместе с ней на «Арго», и, разрубив его тело на части, стала бросать их в море; вынужденный подбирать части тела своего сына, чтобы предать их погребению, Эет отстал, и аргонавты прибыли в Грецию с золотым руном, преодолев при своем возвращении много препятствий и претерпев самые удивительные приключения.

По возвращении в Иолк герой Ясон при содействии Медеи отомстил Пелию, за время его отсутствия погубившему его родителей: по совету Медеи, обещавшей вернуть Пелию молодость, дочери его разрубили отца на части и сварили.

По древнегреческому мифу, Ясон и Медея за это преступление были изгнаны из Иолка и десять лет прожили в Коринфе. Но, когда царь Коринфа изъявил согласие выдать за Ясона свою дочь Главку (по другой версии мифа Креусу), Ясон покинул Медею и вступил в новый брак.

После событий, о которых рассказано в трагедиях Еврипида и Сенеки, Медея прожила некоторое время в Афинах, затем она возвратилась на родину, где вернула власть своему отцу, убив его брата, узурпатора Перса. Ясон же однажды проходил через Истм мимо того места, где стоял корабль «Арго», посвященный богу моря Посейдону. Усталый, прилег он в тени «Арго» под его кормой отдохнуть и заснул. Когда Ясон спал, обрушилась корма пришедшего в ветхость «Арго» и похоронила под своими обломками героя Ясона.

 

Поход Семерых против Фив

К концу героического периода мифы Древней Греции приурочивают два величайших цикла мифов: фиванский и троянский. В основе обоих преданий лежат исторические факты, расцвеченные мифическим вымыслом.

Первые удивительные события в доме фиванских царей были уже изложены – это мифическая история Кадма и его дочерей и трагическая история царя Эдипа. После добровольного изгнания Эдипа сыновья его Этеокл и Полиник остались в Фивах, где до наступления их совершеннолетия правил Креонт, брат Иокасты. Став взрослыми, братья решили царствовать поочередно, по одному году. Первым на престол вступил Этеокл, но по истечении срока он не передал власти Полинику.

Согласно мифам, оскорбленный герой Полиник, ставший к тому времени зятем сикионского царя Адраста, собрал большое войско с тем, чтобы идти войной на брата. Сам Адраст согласился принять участие в походе. Вместе с Тидеем, наследником аргосского престола, Полиник объехал всю Грецию, приглашая в свое войско героев, желающих участвовать в походе против Фив. На его зов отозвались кроме Адраста и Тидея Капаней, Гиппомедонт, Парфенопей и Амфиарай. Всего, включая Полиника, войско возглавили семь полководцев (по другому мифу о Походе семерых против Фив в это число вместо Адраста вошел Этеокл, сын Ифиса из Аргоса). В то время как войско готовилось к походу, слепой Эдип, сопровождаемый своей дочерью Антигоной, странствовал по Греции. Когда он был в Аттике, оракул возвестил ему близкий конец страданий. Полиник тоже обратился к оракулу с вопросом об исходе борьбы с братом; оракул ответил, что победит тот, на чьей стороне будет Эдип и к кому он явится в Фивы. Тогда Полиник сам разыскал отца и попросил его вместе с его войсками отправиться в Фивы. Но Эдип проклял братоубийственную войну, задуманную Полиником, и отказался идти в Фивы. Этеокл, узнав о предсказании оракула, послал к Эдипу дядю своего Креонта с поручением любой ценой привести отца в Фивы. Но афинский царь Тесей вступился за Эдипа, прогнав посольство из своего города. Эдип проклял обоих сыновей и предрек им гибель в междоусобной войне. Сам он удалился в рощу Эвменид близ Колона, недалеко от Афин, и там умер. Антигона же вернулась в Фивы.

Между тем, продолжает древнегреческий миф, войско семерых героев подошло к Фивам. К Этеоклу был отправлен Тидей, сделавший попытку мирным путем погасить конфликт между братьями. Не вняв голосу разума, Этеокл заключил Тидея в темницу. Однако герой перебил свою стражу из 50 человек (только один из них спасся) и вернулся к своему войску. Семь героев расположились, каждый со своими воинами, у семи фиванских ворот. Начались сражения. Нападающим вначале сопутствовала удача; доблестный аргивянин Капаней уже взобрался на городскую стену, но в этот момент его поразила молния Зевса.

Штурм Фив Семерыми

Эпизод штурма Фив Семерыми: Капаней влезает по лестнице на городские стены. Античная амфора, ок. 340 до Р. Х.

 

Осаждавших героев охватило смятение. Фиванцы, ободренные знамением, бросились в атаку. Согласно мифам Древней Греции, Этеокл вступил в поединок с Полиником, но, хотя оба они были смертельно ранены и погибли, фиванцы не потеряли присутствия духа и продолжали наступать, пока не рассеяли войска семи полководцев, из которых в живых остался только Адраст. Власть в Фивах перешла к Креонту, который считал Полиника изменником и запретил предавать его тело погребению.

Миф, повествующий о борьбе за власть Этеокла и Полиника, о походе семи полководцев на Фивы и о судьбе братьев, положен в основу трагедий Эсхила «Семеро против Фив», Софокла «Антигона», Еврипида и Сенеки «Финикиянки».

Спустя десять лет после неудачного похода семи полководцев против Фив, сыновья потерпевших поражение героев предприняли новый поход против Фив, чтобы отомстить за своих отцов. Этот поход известен под именем похода эпигонов (потомков). На этот раз благоволение богов сопутствовало нападающим, и Фивы были разрушены до основания.

 

Троянская война – краткий пересказ

Троянский цикл героических мифов лег в основу гомеровских поэм. В Илионе, или Трое, главном городе Троады, расположенной у Геллеспонта, царствовали Приам и Гекуба. Перед рождением младшего сына Париса они получили пророчество, что этот их сын погубит родной город. Чтобы избежать беды, Париса унесли из дома и бросили на склоне горы Иды на съедение диким зверям. Пастухи нашли и воспитали его. Герой Парис вырос на Иде и сам стал пастухом. Уже в молодости он проявил такое мужество, что его назвали Александром – защитником мужей.

В это самое время Зевсу стало известно, что ему нельзя вступать в любовный союз с морской богиней Фетидой, так как от этого союза может родиться сын, который могуществом превзойдет своего отца. На совете богов было принято решение выдать Фетиду замуж за смертного. Выбор богов пал на царя фессалийского города Фтии Пелея, известного своим благочестием.

По мифам Древней Греции, на свадьбу Пелея и Фетиды собрались все боги, кроме богини раздора Эриды, которую забыли пригласить. Эрида отомстила за пренебрежение тем, что во время пира подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», из-за которого немедленно разгорелся спор между тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой. Чтобы разрешить этот спор, Зевс послал богинь на Иду к Парису. Каждая из них тайно пыталась склонить его на свою сторону: Гера обещала ему власть и могущество, Афина – военную славу, а Афродита – обладание прекраснейшей из женщин. Парис присудил «яблоко раздора» Афродите, за что Гера и Афина навсегда возненавидели и его самого, и его родной город Трою.

Вскоре после этого Парис пришел в Трою за ягнятами, взятыми из его стада старшими сыновьями Приама Гектором и Геленом. Париса узнала его сестра, пророчица Кассандра. Приам и Гекуба были рады встрече с сыном, забыли роковое предсказание, и Парис стал жить в царском доме.

Афродита, выполняя свое обещание, повелела Парису снарядить корабль и отправиться в Грецию к царю греческой Спарты, герою Менелаю.

Леонардо да Винчи. Леда

Леда. Работа, условно приписываемая Леонардо да Винчи, 1508-1515

 

Согласно мифам, Менелай был женат на Елене, дочери Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея. Зевс явился к Леде в облике лебедя, и она родила ему Елену и Полидевка, одновременно с которыми у нее родились дети от Тиндарея Клитемнестра и Кастор (по позднейшим мифам Елена и Диоскуры – Кастор и Полидевк вылупились из яиц, снесенных Ледой). Елена отличалась столь необыкновенной красотой, что самые славные герои Древней Греции сватались к ней. Тиндарей отдал предпочтение Менелаю, заранее взяв с остальных клятву не только не мстить его избраннику, но и оказать помощь, если будущих супругов постигнет какая-нибудь беда.

Менелай встретил троянца Париса радушно, но Парис, охваченный страстью к его жене Елене, употребил во зло доверие гостеприимного хозяина: обольстив Елену и похитив часть сокровищ Менелая, он тайно, ночью сел на корабль и отплыл в Трою вместе с похищенной Еленой, увозя и богатства царя.

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

 

Вся Древняя Греция была оскорблена поступком троянского царевича. Выполняя данную Тиндарею клятву, все герои – бывшие женихи Елены – собрались со своими войсками в гавани Авлиде, портовом городе, откуда под командованием аргосского царя Агамемнона, брата Менелая, отправились в поход против Трои – Троянскую войну.

По рассказу древнегреческих мифов, греки (в «Илиаде» они называются ахейцами, данайцами или аргивянами) девять лет осаждали Трою, и лишь на десятый год им удалось овладеть городом, благодаря хитроумию одного из доблестнейших греческих героев Одиссея, царя Итаки. По совету Одиссея греки соорудили огромного деревянного коня, спрятали в нем своих воинов и, оставив его у стен Трои, сделали вид, что снимают осаду и отплывают на родину. Родственник Одиссея Синон под видом перебежчика явился в город и сказал троянцам, что греки потеряли надежду на победу в Троянской войне и прекращают борьбу, а деревянный конь – это дар богине Афине, разгневанной на Одиссея и Диомеда за похищение из Трои «Палладиума» – некогда упавшей с неба статуи Афины-Паллады, святыни, защищавшей город. Синон советовал ввести в Трою коня как надежнейшую охрану богов.

В повествовании греческих мифов, Лаокоон, жрец Аполлона, предостерегал троянцев от принятия сомнительного дара. Афина, стоявшая на стороне греков, наслала на Лаокоона двух огромных змей. Змеи бросились на Лаокоона и двух его сыновей и задушили всех троих.

Лаокоон с сыновьями. Скульптура

Лаокоон с сыновьями. Скульптура

Автор фото - JuanMa

 

В смерти Лаокоона и его сыновей троянцы усмотрели проявление недовольства богов словами Лаокоона и ввели коня в город, для чего понадобилось разобрать часть троянской стены. Весь остаток дня троянцы пировали и веселились, празднуя прекращение десятилетней осады города. Когда же город погрузился в сон, греческие герои вышли из деревянного коня; к этому времени греческое войско по сигнальному огню Синона сошло с кораблей на берег и ворвалось в город. Началось невиданное кровопролитие. Греки подожгли Трою, напали на спящих, перебили мужчин, а женщин обратили в рабство.

В эту ночь, согласно мифам Древней Греции, погиб старец Приам, убитый рукой Неоптолема, сына Ахилла. Был сброшен греками с троянской стены маленький Астианакс, сын Гектора, предводителя троянского войска: греки боялись, что он будет мстить им за своих родных, когда станет взрослым. Парис был ранен отравленной стрелой Филоктета и умер от этой раны. Храбрейший из греческих воинов Ахилл погиб еще до взятия Трои от руки Париса. Только Эней, сын Афродиты и Анхиса, спасся на горе Иде, унеся на плечах и престарелого отца. С Энеем ушел из города и сын его Асканий. После окончания похода Менелай возвратился с Еленой в Спарту, Агамемнон – в Аргос, где он погиб от руки своей жены, изменившей ему с его двоюродным братом Эгисфом. Неоптолем вернулся во Фтию, увозя в качестве пленницы вдову Гектора Андромаху.

Так закончилась Троянская война. После неё герои Греции испытали невиданные труды по пути в Элладу. Дольше всех не мог вернуться на родину Одиссей. Ему пришлось пережить множество приключений, и его возвращение затянулось на десять лет, так как его преследовал гнев Посейдона, отца циклопа Полифема, ослепленного Одиссеем. Повесть о странствиях этого многострадального героя составляет содержание гомеровской «Одиссеи».

Спасшийся из Трои Эней тоже претерпел много бедствий и приключений в своих морских странствиях, пока не достиг берегов Италии. Его потомки стали потом основателями Рима. История Энея легла в основу сюжета героической поэмы Вергилия "Энеида"

Мы кратко охарактеризовали здесь только главные фигуры мифов Древней Греции о героях и кратко изложили наиболее популярные легенды.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.