Тушин, Тимохин, сам Кутузов и Багратион, – все эти герои «Войны и мира» сродни Каратаеву – все они близки к народу; особенно первые два, – простые и честные слуги отечеству, «рабы нелукавые». Это – родные братья пушкинского капитана Миронова и его жены, – люди, «чистые сердцем», малозаметные, которые оказываются настоящими героями. Если они бессознательно, инстинктивно, всем сердцем, принадлежат к таким людям, как Каратаев, то Кутузов принадлежит к этой семье сознательно.

 

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

 

В лице старого генерала Толстой вывел человека, умудренного житейским опытом; несмотря на свою кажущуюся апатию и сонливость, – он – великий сердцеведец и психолог. Он понимает «душу» своих солдат, потому что изучил за долголетнюю свою практику русских «Каратаевых»; он умеет «разговаривать» с солдатами – иногда употребляет грубую шутку, в другом случае действует своим спокойствием.

Его ясный взор задолго до Аустерлицкой битвы «провидит» поражение, а после Бородинской битвы, особенно после оставления французами Москвы, предсказывает им гибель. Кутузов, как Каратаев, как Тимохин и Тушин, представитель безличного начала, – воплощение национального характера русского народа: «источник его необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежит в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его», – говорит сам Толстой.

 

 

Для такой «национальной» войны, когда затронута была вся стихия народная до самых глубин её, лучше начальника и не могло быть; для военной авантюры (какой был поход Наполеона) – нужна «личность», – для войны, которую ведет весь народ – более на месте такой генерал, как Кутузов. И он провел свою роль прекрасно, предоставив «народу» вести войну, оставив за собою только дело направления «народной психики».

 

«...Он знал, что руководить сотнями тысяч человек нельзя одному человеку и что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего... а неуловимая сила, называемая духом войска. Он и следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

 

Сам фаталист по мировоззрению, Кутузов не придает значения роли личности в жизни: он понимает, что есть то, что сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть эти события, провидит их ход, умеет понимать их значение и, ввиду этого, участвуя в этих событиях, умеет отрекаться от своей личной воли.

 

См. также статьи Образ Наполеона в «Войне и мире», Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

Ссылки на другие материалы по творчеству Л. Н. Толстого – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.