Тушин, Тимохин, сам Кутузов и Багратион, – все эти герои «Войны и мира» сродни Каратаеву – все они близки к народу; особенно первые два, – простые и честные слуги отечеству, «рабы нелукавые». Это – родные братья пушкинского капитана Миронова и его жены, – люди, «чистые сердцем», малозаметные, которые оказываются настоящими героями. Если они бессознательно, инстинктивно, всем сердцем, принадлежат к таким людям, как Каратаев, то Кутузов принадлежит к этой семье сознательно.

В лице старого генерала Толстой вывел человека, умудренного житейским опытом; несмотря на свою кажущуюся апатию и сонливость, – он – великий сердцеведец и психолог. Он понимает «душу» своих солдат, потому что изучил за долголетнюю свою практику русских «Каратаевых»; он умеет «разговаривать» с солдатами – иногда употребляет грубую шутку, в другом случае действует своим спокойствием.

Его ясный взор задолго до Аустерлицкой битвы «провидит» поражение, а после Бородинской битвы, особенно после оставления французами Москвы, предсказывает им гибель. Кутузов, как Каратаев, как Тимохин и Тушин, представитель безличного начала, – воплощение национального характера русского народа: «источник его необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежит в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его», – говорит сам Толстой.

Для такой «национальной» войны, когда затронута была вся стихия народная до самых глубин её, лучше начальника и не могло быть; для военной авантюры (какой был поход Наполеона) – нужна «личность», – для войны, которую ведет весь народ – более на месте такой генерал, как Кутузов. И он провел свою роль прекрасно, предоставив «народу» вести войну, оставив за собою только дело направления «народной психики».

 

«...Он знал, что руководить сотнями тысяч человек нельзя одному человеку и что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего... а неуловимая сила, называемая духом войска. Он и следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

 

Сам фаталист по мировоззрению, Кутузов не придает значения роли личности в жизни: он понимает, что есть то, что сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть эти события, провидит их ход, умеет понимать их значение и, ввиду этого, участвуя в этих событиях, умеет отрекаться от своей личной воли.

 

См. также статьи Образ Наполеона в «Войне и мире», Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

Ссылки на другие материалы по творчеству Л. Н. Толстого – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»