Лев Толстой. Война и мир. 1 том. 1 часть - краткое содержание
Содержание:
Том 1, часть 1, глава 1 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 2 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 3 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 4 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 5 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 6 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 7 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 8 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 9 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 10 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 11 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 12 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 13 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 14 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 15 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 16 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 17 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 18 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 19 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 20 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 21 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 22 - краткое содержание
Том 1, часть 1, глава 23 - краткое содержание
Толстой. Война и мир. 1 том. 1 часть. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Глава 1. Роман Толстого начинается с занимающего четыре первых его главы эпизода о вечере в салоне Анны Павловны Шерер. (См. Вечер у Шерер: полный текст эпизода и его краткое содержание подробнее.)
В июле 1805, перед началом войны Третьей коалиции против Наполеона, придворная фрейлина Анна Павловна Шерер собирает у себя в Петербурге светский вечер. Приехавший первым из гостей князь Василий Курагин жалуется на своих сыновей: «покойного дурака» Ипполита и «беспокойного» Анатоля. Чтобы остепенить кутилу Анатоля, Шерер предлагает устроить его брак с княжной Марьей, дочерью известного чудака князя Болконского, который сейчас безвыездно живёт в деревне. (См. Образ княжны Марьи.)
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 2. На вечер к Шерер собирается высшая знать столицы. Толстой яркими красками живописует пустоту и лицемерие этой среды. В числе прочих приезжает молодая княгиня Лиза Болконская (беременная жена Андрея, брата княжны Марьи) – женщина болтливая и пустоватая.
Входит и Пьер – незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, толстый и рослый юноша, мечтательный и рассеянный до чудаковатости, но простой и добросердечный. Он только что вернулся из-за границы, где воспитывался десять лет. (См. Образ Пьера Безухова, Характеристика Пьера Безухова, Нравственные искания Пьера Безухова.)
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 3. На вечер к Шерер приезжают также дочь князя Василия Элен – ослепительная красавица, и князь Андрей Болконский, муж беременной княгини – молодой человек, за чей внешней сухостью и даже высокомерием видны непреклонная воля и ум. Глядя на собравшееся общество, Андрей не скрывает презрительной ухмылки, но, увидев Пьера, приветствует его радостно и сердечно. (См. Образ Андрея Болконского, Характеристика Андрея Болконского.)
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 4. Французский эмигрант, виконт Мортемар, рассказывает гостям Анны Павловны о недавно расстрелянном по приказу Наполеона герцоге Энгиенском – члене французского королевского дома. Пьер с неловким видом ввязывается в спор с Мортемаром. К изумлению присутствующих Безухов заявляет, что казнь герцога была государственной необходимостью, а Наполеон – великий человек, который вывел Францию из пучины кровавой анархии. Всеобщее возмущение Пьером кое-как заминает удачно сказанной фразой князь Андрей.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 5. После вечера у Шерер Пьер едет ужинать к Болконскому. Тот собирается ехать адъютантом русского главнокомандующего Кутузова на войну, которая вот-вот начнётся. Мечтатель-Пьер объявляет, что, по его мнению, кампания против Наполеона несправедлива. Князь Андрей в ответ лишь усмехается. Его мало заботит моральная сторона войны: он жаждет её, мечтая о геройских подвигах. (См. Разговор Пьера Безухова с Андреем Болконским после вечера у Шерер: полный текст и краткое содержание.)
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 6. Вошедшая жена Болконского плаксиво жалуется, что муж уезжает и на время своего отсутствия запирает её в деревне. Князь Андрей раздражённо отсылает супругу спать, а Пьера ведёт в столовую. Во время ужина он советует ему никогда не жениться, чтобы не подчиняться дамским капризам и не погрязнуть в светском ничтожестве.
Андрей советует также Пьеру побыстрее выбрать себе достойное поприще и прекратить рассеянную жизнь с компанией повесы Анатоля Курагина. Безвольный Пьер сдружился с Курагиным по возвращении из-за границы. Пьер даёт обещание бросить общество кутил, но, простившись с Болконским, решает поехать к Анатолю «в последний раз».
Он застаёт у друзей попойку и присоединяется к ней. Один из товарищей Курагина, известный задира-дуэлянт Долохов, на спор выпивает бутылку рома, сидя на покатом откосе окна третьего этажа. Захватив с собой приведённого откуда-то молодого медведя, Пьер и его собутыльники едут продолжать кутеж в злачных местах города.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 7. Действие «Войны и мира» переносится из Петербурга в Москву, в дом жизнерадостного и простого графа Ильи Ростова и его жены. Здесь в один и тот же день празднуются именины графини и её младшей дочери Наташи. (См. полный текст эпизода «Именины у Ростовых» и его краткое содержание подробнее.)
Знакомые дамы приезжают поздравлять графиню и одна из них, Карагина, рассказывает, что в Петербурге Пьер Безухов и его компания после попойки у актрис поймали квартального полицейского, связали его спинами с ручным медведем и пустили в Мойку: «медведь плавает, а квартальный на нем». За это Пьера выслали из столицы, что очень огорчило его отца – сказочно богатого сановника екатерининской эпохи, который сейчас лежит в Москве при смерти.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 8. В гостиную дома Ростовых вбегает младшее поколение этой семьи. Толстой знакомит читателя с ним. Это дети графа и графини: 13-летняя Наташа – необычайно живая, шаловливая и непосредственная девочка; её пылкий и стремительный старший брат Николай и младший – Петя, ещё совсем ребёнок. Их сопровождают друзья – 15-летняя племянница Ростовых Соня и спокойный, расчётливый Борис Друбецкой – сын знатной, но бедной княгини Анны Михайловны. (См. Образ Наташи Ростовой, Характеристика Наташи Ростовой, Образ Николая Ростова.)
Молодой офицер Борис готовится идти на войну. Туда же отправляется и студент Николай, который даже решил бросить ради этого университет.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 9. Соня явно влюблена в своего двоюродного брата Николая. Наташа, несмотря на свой юный возраст, неравнодушна к Борису Друбецкому. У постоянно переполняемых бурными чувствами Наташи и Николая есть ещё старшая сестра Вера. Она очень непохожа на них – суха и неестественна.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 10. Убежав из гостиной в цветочную, Наташа случайно подглядывает любовную сцену между вошедшими туда же Николаем и Соней. Те вскоре уходят. Вместо них в цветочной появляется Борис. Впечатлённая только что увиденным, Наташа предлагает Борису поцеловаться, а потом ведёт его под руку, как взрослая дама кавалера.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 11. Ядовитая, саркастичная Вера, увидев в задних комнаты две юные пары – Бориса с Наташей и Николая с Борисом – из зависти портит им настроение колкостями. Тем временем, в гостиной деловитая княгиня Друбецкая наедине рассказывает графине Ростовой (подруге юности), что ей по бедности не на что обмундировать устроенного в гвардию сына.
Друбецкая, захватив с собой и Бориса, едет к умирающему графу Безухову: тот им несколько сродни, и Анна Михайловна надеется получить от него хоть что-нибудь в завещании. Граф Ростов просит, чтобы в доме Безуховых они передали Пьеру приглашение на сегодняшний праздничный обед.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 12. Борис едет с матерью неохотно – при всей своей расчётливости этот юноша горд и не желает унижаться. Небогатых Друбецких едва пускают в дом Безухова, где решается судьба его наследства. Сам умирающий граф хочет отдать все богатства Пьеру. Но Пьер – незаконный сын, и его жаждут обойти законные родственники отца – три княжны-племянницы и упомянутый в главе 1 князь Василий Курагин.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 13. Энергичная и бесцеремонная княгиня Друбецкая, невзирая на недовольство князя Василия, проходит в комнату, где граф Безухов лежит уже почти без сознания. Борис же идёт передать Пьеру приглашение на обед.
Пьер рассеянно бродит по комнате, грезя о своём герое – Наполеоне. Борис приглашает его к Ростовым, а затем, покраснев, уверяет, что они с матерью приехали сюда не как претенденты на часть наследства – он сам, по крайней мере, ничего из денег графа не примет. Пьер, расчувствовавшись, горячо трясёт Борису руку как благородному человеку.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 14. По просьбе графини Ростовой щедрый муж даёт ей 700 рублей. Когда Друбецкие возвращаются от Безухова, графиня дарит эти деньги Анне Михайловне «на мундир Борису».
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 15. К Ростовым собираются гости. Приезжает Пьер, как всегда неловкий и застенчивый. Появляется и Марья Дмитриевна Ахросимова – пожилая женщина, известная всей Москве прямотой характера и способностью говорить правду в лицо всякому, невзирая на чины.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 16. Рассевшись за богатым столом, гости начинают разговор на главную тему – о войне с французами, которая вот-вот будет объявлена императором Александром. Часть присутствующих патриотически жаждет борьбы с неприятелем; другие, напротив, считают, что России не следовало бы мешаться в европейские дрязги. Серьёзный тон беседы нарушает Наташа, которая на спор с братом Петей встаёт из-за стола и под общий смех громко, перекрикивая всех, спрашивает мать, какое будет пирожное.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 17. По окончании обеда Соня плачет в детской: она заметила, что Николай Ростов за столом любезно разговаривал с юной Жюли Карагиной. Соню прибегает утешить Наташа.
После обеда и игры в карты у Ростовых начинаются танцы. Для гостей играет оркестр. Пожилой граф Илья при восторге всех гостей танцует со своей ровесницей Ахросимовой «Данилу Купора». Старый Ростов выделывает в танце ловкие коленца. Грузная Ахросимова лишь потряхивает телом, но и это у неё получается очень выразительно.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 18. Как раз в это время с графом Безуховым делается уже шестой удар. Князь Василий Курагин украдкой идёт к старшей из княжон-племянниц графа и начинает с ней разговор о наследстве умирающего. Худая, злая княжна вначале не верит, что все деньги могут достаться незаконнорожденному Пьеру. Но князь объясняет: граф написал письмо Государю, прося после своей смерти узаконить Пьера, и эта просьба наверняка будет уважена. (См. полный текст эпизода «Смерть графа Безухова» и его краткое содержание подробнее.)
Курагин и княжна решают выкрасть завещание, пока старый Безухов без памяти. Княжна рассказывает, что оно хранится в мозаиковом портфеле, под подушкой на постели в комнате больного.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 19. К дому как раз подъезжают на карете Пьер и княгиня Друбецкая, вернувшиеся от Ростовых. Анна Михайловна властно увлекает за собой растерянного Пьера в комнату, где умирает его отец. «Я позабочусь о ваших интересах», – внушает она Пьеру. Неопытный в житейских делах юноша недоумевает, что это значит.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 20. Доктора не ждут, что граф Безухов переживёт эту ночь. Умирающего соборуют. Во время церемонии в комнате графа, который уже не может говорить и вряд ли понимает то, что происходит вокруг, собирается вся его родня. Больной лежит в вольтеровском кресле. Василий Курагин и старшая княжна потихоньку проходят вглубь комнаты, к кровати, где под подушкой лежит завещание.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 21. После соборования родные выходят из комнаты графа. Пьер вдруг видит, как в соседней с нею приёмной старшая княжна и княгиня Друбецкая рвут друг у друга из рук мозаиковый портфель. От графа вдруг выбегает средняя княжна с криком: «Он умирает». Старшая княжна от неожиданности выпускает портфель, и Друбецкая цепко завладевает им.
Все вновь бросаются в спальню. Друбецкая вскоре выходит оттуда и сообщает ошеломлённому Пьеру, что родитель его скончался. «А вы, теперь, видимо, обладатель огромного богатства. Хотя если бы я не была тут, Бог знает, что бы случилось. Помните: ваш отец обещал мне не забыть Бориса!»
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 22. Отец князя Андрея, Николай Андреевич Болконский, в прошлом видный военачальник, генерал-аншеф, впал в немилость при императоре Павле и с тех пор живёт с дочерью, Марьей, в своём имении Лысые Горы. Человек сурового и деятельного склада, вольнодумствующий безбожник, старый Болконский постоянно занят то писанием мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то наблюдением за хозяйством. Марье он тоже устанавливает поминутный распорядок дня, заставляя её даже изучать алгебру и геометрию. (См. Описание старого князя Болконского в «Войне и мире», Образ княжны Марьи.)
Вместе с Марьей и её отцом в имении живёт молодая и легкомысленная француженка, мадемуазель Бурьен, которую старый князь приютил, сжалившись над её сиротской бедностью. (См. полный текст эпизода «Лысые Горы» и его краткое содержание подробнее.)
В Лысых Горах ждут приезда князя Андрея: тот должен привезти отцу беременную жену, а сам – отправиться на войну. Княжна Марья, девушка некрасивая, но глубоко религиозная, участливая и кроткая, с добрыми лучистыми глазами, утром получает письмо от своей московской подруги Жюли Карагиной.
Жюли сообщает в нём о наделавшей много шума смерти графа Безухова и о том, что Пьер по просьбе отца был признан законным сыном и унаследовал всё громадное состояние. В письме Жюли есть и ещё более важная новость: Марье в светской среде подыскали жениха – повесу Анатоля Курагина, и думают устроить сватовство через жену её брата Андрея и княгиню Друбецкую.
В ответ Марья пишет Жюли: «Брак, по-моему, есть Божественное установление, которому нужно подчиняться. Как бы ни было тяжело для меня, но если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу, не заботясь об изучении своих чувств в отношении того, кого он мне даст в супруги».
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 23. Около полудня того же дня в Лысые Горы приезжает князь Андрей с супругой Лизой. Княжна Марья сердечно встречает их. Старый князь Болконский подробно расспрашивает сына о планах предстоящей кампании против Наполеона. Слушая объяснения сына, он явно недоволен легковесными прожектами вождей антифранцузской коалиции и не ждёт для России ничего хорошего от начинаемой войны.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 24. Семья Болконских садится обедать. Старый князь видит жену сына впервые, но с первых же слов прозревает ничтожный характер Лизы – и больше не интересуется ею. Он опять заговаривает о войне, сетует, что умер его кумир – Суворов, в резких и отрывистых репликах обрисовывает мельчайшие подробности заграничных событий. Князь Андрей поражается, как его отец, живя в деревне, мог собрать столько сведений и так тонко вникнуть в самую подноготную европейской политики.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
Глава 25. На другой день вечером родственники провожают князя Андрея на войну. Княжна Марья со своим лучистым взглядом приносит ему небольшой образок, который носил в боях ещё их дедушка. Лиза падает в наигранные обмороки. Старый князь старается скрыть свою тревогу за сына под маской раздражительной суровости. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» – выдавливает он из себя на прощанье.
См. полный текст этой главы и её содержание подробнее.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому пересказу следующей части «Войны и мира» пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.