В лице Пьера Безухова Толстой изобразил человека, «ищущего» смысла и правды жизни. В этом отношении, он близко подходит к Николеньке Иртеньеву, к Нехлюдову и Оленину, – недаром биографы в этом образе находят автобиографические черты.

Мы знакомимся с Пьером Безуховым в салоне фрейлины Шерер, – он явился туда из Франции, еще не пережившей революционной горячки. Пьер, впечатлительный и наивный, живущий чувствами, приехал в Россию, не отделавшись от революционного чада, – он верит в идеалы революции и преклоняется перед Наполеоном, видя в нем её создание и верного слугу... Горячие, но не особенно толковые речи Пьера не встречают поддержки в русском высшем обществе, которое косо смотрит на республиканскую Францию, с её «первым консулом», и всецело симпатизирует аристократам: эмигрантам-роялистам.

 

Путь исканий Пьера Безухова

 

Впрочем, политика недолго занимает Пьера, – он, слабовольный, легко увлекается пустой разгульной жизнью «золотой молодежи», – в нем самом сильно было животное начало; бороться с ним ему было не под силу, и Пьер, с его честными и искренними стремлениями к «свету», отдается бессмысленной животной жизни. Под влиянием таких настроений он женился на Элен Курагиной.

Измена жены и пресыщение разгульной жизнью опять усиливают его «искания» такого нормального строя жизни, когда успокоилась бы его совесть. И вот, он подпадает под влияние масона Баздеева, который опять пробуждает заснувшее в нем стремление к «свету»... Попробовал, было, Пьер сочетать свой либерализм с масонством, – хотел «обновить» масонство, свести его из области фразеологии на почву реальной политики[1], – но это ему не удалось; к тому же и в масонах он разочаровался... Тогда попробовал он, как кн. Нехлюдов в «Утре помещика», свой богатый запас гуманности использовать на улучшение жизни своих крестьян, – но из этого опять ничего не вышло: не было у Пьера знания людей, не было умения делать «дело». Да, кроме того, его служение народу не было самостоятельною целью, а только средством к успокоению голоса своей совести. Наконец, слабовольный от природы, он скоро остывал, а, будучи наивным и доверчивым, он делал ошибки за ошибками.

Отечественная война опять окрылила его настроения, – будучи большим фантазером, он, разочаровавшись в Наполеоне, стал мечтать о ток, что убьет его и освободит мир и родину от этого «чудовища»... Затея эта ему не удалась, и он попал в плен к французам. Здесь он сблизился с Платоном Каратаевым, и, под его влиянием, постиг всю ложь своей предшествующей жизни. Он постиг, что не в возвеличении личности своей спасение, а в отречении от этой личности. Раньше он мечтал о роли вожака-революционера, о роли проповедника «нового слова», которое спасет людей, о роли героя-убийцы Наполеона. Теперь, глядя на Каратаева, живя сам в плену жизнью мужика и сроднясь с простым бытом, с его основами, – он понял смысл жизни (см. статью Пьер Безухов и Платон Каратаев).

 

 

Когда Пьер усвоил такую простую точку зрения, – он сразу успокоился:

 

«...он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, – он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге и самопожертвовании, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и согласие с самим собой только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».

 

Душевное спокойствие внесло мир в его душу, придало трезвость его уму. Он возмужал и окреп духовно. Счастье полное нашел он в семейной жизни, женившись на Наташе Ростовой. Эта жизнь для него не сделалась «болотом», в котором пошлеет и глохнет душа. Семья создала ему такую обстановку, в которой все начала существа его, и духовное, и физическое, – нашли себе здоровое и полное проявление. «Il faut finir par cultiver son jardin» [«Надо кончить тем, чтобы ухаживать за своим садиком»], – сказал один из героев Вольтера, – иного метавшийся по свету в поисках счастья.

 

Читайте также статьи Пьер Безухов – нравственные искания, Герои «Войны и мира». Ссылки на материалы о других героях и произведениях Льва Толстого см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»



[1] Проект Пьера обновить масонство напоминает цели немецкого общества Тугенбунд, по образцу которого у нас в России образовался «Союз благоденствия». С этим союзом тесно связана история декабристов.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.