«Утро помещика» – рассказ, носящий, подобно трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», автобиографический характер. Подобную попытку отдаться устроению крестьянского быта, исполнению морального долга перед ними, пережил сам Толстой. Юношей 19-ти лет он, бросив университет, едет в Ясную Поляну, дабы принести пользу и послужить людям, но потерпел неудачу, как и его герой – Нехлюдов. Последним движет живое чувство ответственности перед людьми, которых предки и отцы обрабатывали его, Нехлюдова, землю, живя в условиях нужды, бесправия, невежества и всяческих лишений.

Когда Нехлюдов приезжает в деревню и знакомится с бытом крестьян, его с новой силой охватывает чувство тяжелого контраста между его сытой, спокойной и роскошной жизнью барина и голодной, тяжкой жизнью его крестьян. На вопрос Нехлюдова у крестьянина Чуриса: «Что, вы уже обедали?». – Чурис с насмешливой улыбкой молчит, а баба его отвечает: «какой обед, кормилец? Хлебушка поснедали – вот и обед наш». Этот контраст молчаливой нужды и голода бедняка и барской роскоши всю жизнь преследует Толстого, и он отмечает его и в романе «Анна Каренина», где герой – помещик Левин со стыдом сравнивает свой длинный обед из множества блюд с мужицкой «тюрей», и в последнем предсмертном очерке «Три дня в деревне».

Но всеми силами желая помочь крестьянам, Нехлюдов все же оказывается бессильным в этом отношении и его попытка не приводит ни к чему. Причины тому и в самом Нехлюдове и в крестьянах. Что касается Нехлюдова, то ему мешает исполнить свои планы его незнание крестьянской жизни. Нехлюдов – теоретик, он в уме очень хорошо устраивает все необходимое, в теории находит все средства помощи, но приложить их к жизни не может, ибо плохо знает реальные условия деревенской жизни, плохо знает быть мужика и его психологию. С другой стороны, сами крестьяне слишком привыкли недоверчиво относиться к барину, который по большей части являлся для них не помощью, а, наоборот, эксплуататором, пользовавшимся для своих выгод их тяжкой работой.

Вражда и недоверие к барину укоренились в крестьянах издавна, в прошлых поколениях, и Нехлюдову трудно было их скоро побороть. Предстояла медленная, упорная работа побеждать недоверие крестьян и вступать с ними в близкое дружеское общение. На подобный медленный труд Нехлюдов не был способен. Первые же неудачи обрезали его крылья. Крестьяне не хотели посылать детей в построенную им школу, отговариваясь тем, что дети нужны в домашней работе; не хотели пользоваться в его больнице, для них сооруженной, медицинской помощью, предпочитая нашептыванья знахарок. Для того, чтобы бороться со всем этим, у Нехлюдова не хватало ни выдержки, ни силы воли. Так и кончилась его попытка неудачей.

История с преобразованиями Нехлюдова в своей деревне чрезвычайно типична для помещичьей жизни тех времен вообще. Люди с чуткой совестью и моральными запросами из помещичьей среды, воспитанные на идеях европейских философов, как Руссо, о равенстве всех людей, о вопиющей несправедливости в общественном и экономическом отношении, – всей душой хотели по мере возможности бороться со злом и придти на помощь крестьянину. Но все их попытки, как и у Онегина, как и у Гоголевского Тентетникова, кончались неудачей вследствие их теоретичности и незнания жизни. Эти черты барина, интеллигента подчеркивает Толстой, как признаки жизненного бессилия, препятствующие найти выход к сознательной, простой и осуществляющей добро жизни.

В следующем произведении – «Севастопольские рассказы» – Толстой отмечает в народной среде черты простого, серьезного и глубокого отношения к жизни, недостающие людям городского культурного мира.

Читайте также статью Толстой «Утро помещика» – анализ.