Василий Андреевич Жуковский считается величайшим поэтом допушкинского периода русской литературы. Он родился 29 января 1783 г. и был незаконным сыном тульского помещика, Афанасия Ивановича Бунина (из той же семьи, к которой принадлежал и поэт XX века Иван Бунин). Матерью его была пленная турчанка Сальха, носившая после крещения имя Елизаветы Дементьевны. Свои отчество и фамилию Жуковский получил от бедного дворянина, Андрея Григорьевича Жуковского, которого судьба сделала его крестным отцом (крестной матерью была дочь Афанасия Ивановича, Варвара Афанасьевна). Бунины (из рода которых происходил и знаменитый русский писатель XX столетия И. А. Бунин) взяли на себя воспитание ребенка и окружили его искренним попечением.

 

Жуковский. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига

 

Кроткая семейная обстановка, жизнь в барской усадьбе среди деревенского приволья (в селе Мишенском, находящемся в трех верстах от города Белева), по-видимому, должны были делать мальчика счастливым. Но он рано заметил свое ложное положение в доме Бунина, и рано познакомился с грустью. Её влияние на молодую душу было тем сильнее, что от своей матери будущей поэт унаследовал пассивный темперамент, склонность к апатии и мечтательности. Рос Василий Жуковский тихим, задумчивым мальчиком, и на первых порах развивался очень медленно. В школе (в пансионе и народном училище в Туле) он сначала производил даже впечатление совершенно неспособного ученика.

Тогда за воспитание Жуковского принялась крестная мать, Варвара Афанасьевна, по мужу Юшкова. В её доме собирался весь цвет тульской интеллигенции; здесь живо интересовались поэзией и музыкой, и имя Карамзина произносилось с уважением, как имя общепризнанного вождя новой литературной школы. В этой атмосфере Жуковский как бы переродился и, когда в 1797 г. он поступил в московский Благородный университетский пансион, то ревностно принялся за учение, обнаружив особенную склонность к литературным занятиям. Внутренний строй пансиона, руководимого А. А. Прокоповичем-Антонским, знакомство с семьей просвещённого масона И. И. Тургенева и влияние другого масона, И. В. Лопухина, содействовали укреплению в Жуковском «умонаклонения к добру» и религиозности. Во время пансионской жизни (1797 – 1801) его личность уже настолько определяется, что в пансионских произведениях («Мысли при гробнице», 1797; «Майское утро», 1797; «Добродетель», 1798; «К человеку», 1801 г. и пр.) мы находим уже чуть не все основные мотивы последующего творчества Жуковского.

Из пансиона Жуковский выходит с горячим желанием расширить и углубить свое образование путем чтения и путешествия по Европе; ему хочется воспитать в себе «человека» и писателя, «возвысить, образовать свою душу», чтобы быть «полезным пером своим», – «не для всех, но для некоторых, кто захотят нас понять», – делает он характерную оговорку. Широкая жизнь не влечет к себе молодого Жуковского, служба и кипучая деятельность не по нём: он хочет работать над своим внутренним человеком и быть поэтом тесного круга людей, одинаково с ним настроенных, как братья Тургеневы (Андрей, Александр и Николай). И это потому, что «наше счастье в нас самих». В таком настроении Жуковский работает в качестве члена «Дружеского литературного общества» (1801) и, покончив со своей кратковременной и неудачной службой в Главной соляной конторе, в 1802 г. уезжает в Мишенское. Тут им было написано «Сельское кладбище» (по элегии Грея). Одобренное самим Карамзиным и напечатанное в его «Вестнике Европы», стихотворение это положило прочное начало его литературной известности.

В 1805 г. Жуковский начинает свои занятия с дочерьми Екатерины Афанасьевны Протасовой (рожденной Буниной), Марьей и Александрой Андреевнами, и это обстоятельство послужило завязкой тяжелой драмы. Учитель влюбился в Марью Андреевну и нашел в её сердце горячий отклик своему молодому чувству. В мечтах ему уже грезилась жизнь «тихая, ясная, деятельная, посвященная истинному добру» и озаренная радостными лучами любви и семейного счастья. По формально-церковным соображениям Екатерина Афанасьевна самым решительным образом восстала против брака. Для Жуковского и Марьи Андреевны началась мучительная жизнь. Из их обширной переписки теперь достаточно известно, что даже замужество Марьи Андреевны (в 1817 г. она вышла замуж за дерптского профессора И. Ф. Мойера) не погасило их взаимного чувства. До самой смерти (Марья Андреевна скончалась 19 марта 1823 г.) они оба продолжали чувствовать боль от незаживающей раны. Для настроения Жуковского и его творчества этот интимный эпизод имел первостепенное значение, большее, чем все другие, внешние факты его жизни.

В 1808 – 1810 гг. Жуковский берет на себя редактирование «Вестника Европы», но журналистом оказывается весьма плохим. С горя он принимает участие в Отечественной войне 1812 и на время увлекается военным патриотизмом. Стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812, см. полный текст и краткое содержание), «Императору Александру» (1814), «Певец в Кремле» (1814) обратили на Жуковского внимание двора. В 1815 г. он получает место чтеца при императрице Марии Федоровне, император назначает поэту пенсию в 4000 р.; затем в 1817 г. ему поручают давать уроки русского языка великой княгине Александре Федоровне. В 1827 г., уже при новом царе, Николае I, Жуковский становится воспитателем наследника престола Александра Николаевича (будущего императора-освободителя Александра II). В 1820 – 1822 гг. вместе с вел. кн. Александрой Федоровной Жуковский был за границей и совершил путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; в 1837 г. сопровождал наследника в его поездке по России, а в 1838 – 39 гг. по Европе.

Брюллов. Портрет Жуковского

Василий Андреевич Жуковский. Портрет работы К. Брюллова, 1837

 

Щедро награжденный государем, Жуковский в 1840 г. освобождается от обязанностей воспитателя, едет за границу, в 1841 г. женится на 18-летней девушке, дочери художника Е. А. Рейтерна, Елизавете Алексеевне, и до самой своей смерти, наступившей в Баден-Бадене 12 апреля 1852 г., остается вне России. По повелению императора Николая Павловича, тело Жуковского было перевезено в Россию и погребено в Александро-Невской лавре, рядом с могилой Карамзина.

Последние 12 лет своей жизни, омрачавшиеся то семейными неприятностями, то недугами, то необходимостью спасаться от революции 1848 г., Жуковский провел весьма деятельно, занимаясь главным образом переводом Одиссеи и поэмой «Странствующий жuд» («Агасфер»), которая так и осталась неоконченной.

Могила Жуковского

Надгробие Жуковского в Александро-Невской лавре

 

Собрания сочинений и писем Жуковского издавались не раз. – Из работ, посвященных Жуковскому, назовем: К. К. Зейдлиц, «Жизнь и поэзия Жуковского по личным воспоминаниям и неизданным источникам» (Спб. 1883); Загарин (Л. И. Поливанов), «Жуковский и его произведения» (2 тома, М. 1883); Я. С. Тихонравов, «В. А. Жуковский» (в «Сочинениях», т. III, ч. I); Академик А. И. Веселовский, «В. А. Жуковский Поэзия чувства и «сердечного воображения» (Спб. 1904); В. И. Резанов, «Из разысканий о сочинениях В. А. Жуковского» (Спб. 1906).